Календарь

  • 13.06.20 День Святого Антония
  • 11.06.20 Св. Варнава, Апостол
  • 31.05.20 Пятидесятница
  • 21.05.20 Вознесение Господне
  • 06.05.20 Св. Георгий, мученик
Онлайн-трансляции Богослужений

Жены, повинуйтесь своим мужьям

31 Октябрь 2011 0:17 | Слово пастыря

Этот отрывок Послания Св. Павла к Эфесянам (5,21-33) иногда приводит к разным реакциям. Часто люди говорят, что св. Павел жил в другой эпохе, другой культуре и поэтому так писал. И, конечно, это правда. Но неужели этот отрывок не для нас, мы ничего уже не можем и не должны взять из него для себя?

Проблема непонимания этого отрывка в том, что мы слышим только отрывок отрывка, слышим 4 слова и уже обсуждаем.

Так принимать Святое Писание можно только в некоторых случаях. Мы можем, например, взять слова – Бог есть любовь, и размышлять над ними. Но, если возьмем, например, слова – Бога нет (- а есть и такие слова в Библии: Сказал безумец в сердце своем: "нет Бога" – Псалом 53) или прочитаем что Иуда пошёл и повесился, то трудно над этим размышлять.

Такие слова нужно принимать в определённом контексте. Без него получается какая-то совсем не благая весть.

Так и в этом случае, если возьмём только – Жены, повинуйтесь своим мужьям, то могут возникнуть нехорошие ощущения, и это не удивительно. А я хочу сказать, что этот отрывок, на самом деле, больше требует от мужчин, и именно они «имеют право» возмущаться.

Итак, посмотрим с самого начала, стих 21 – Повинуясь друг другу в страхе Божием.

Прежде чем св. Павел скажет – жены повинуйтесь своим мужьям, говорит: повинуясь друг другу в страхе Божием. И это касается всех христиан, мы друг другу должны подчиняться. Если все друг другу, то также и супруги друг другу – жена мужу и муж жене.

Но ещё в этом месте св. Павел ничего не говорит про семью, про отношения между супругами. Это общее. Только потом начинает конкретно про супругов. И снова не надо очередных слов вырывать из контекста. Сам только стих 22. Там читаем: Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу – как Господу, значит, это не просто подчинение, не рабство, не послушание как дети родителям, но подчинение в духе веры, это на самом деле подчинение Господу, который действует через мужей.

Мужчины, вы это слышите? Бог действует через вас, Он хочет действовать через вас. Можно ли каждое ваше слово, ваше действие, ваше решение принимать так, будто это Бог через вас действует? А Богу понравилось, в семью, через вас входить.

Посмотрим очередные стихи: 22 Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу,
23 потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. 24 Но, как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем.

Вот, муж должен быть образом Иисуса Христа, должен быть как Он. Благодаря этому, семью называем часто Домашней Церковью. Семья должна быть образом Церкви, и должна учить людей, прежде всего детей, тому, что такое – Церковь. Человек, воспитанный в нормальной, здоровой семье, лучше понимает Церковь, лучше понимает Бога.

Но, еще одно, почему я сказал, что этот отрывок больше требует от мужчин, почему Церковь повинуется Христу, почему должна подчиняться Христу? Потому что – читаем ст. 23 – Он же Спаситель тела, Спаситель Церкви. Итак, Церковь должна подчиняться Христу, потому что Он за неё умер, отдал жизнь, пожертвовал собою. Он «заслужил» своей смертью такое послушание, подчинение.

Также и жена должна подчиняться мужу, потому что Он за неё и ради неё, ради семьи отдаёт свою жизнь.

Мужчины, вы посмотрите, пожалуйста, на себя, на свою жизнь, на то, что делаете, чем занимаетесь, можно ли это назвать отдачей жизни за семью и ради семьи, за жену и ради жены? Можно?

Иисус - это пример настоящего мужчины. Мужчина сотворен, чтобы совершать великие дела, это воин, это человек, который имеет великую миссию. И вот миссия Иисуса, это спасение, это смерть на кресте и воскресение, и открытие неба для нас. И вот, миссия каждого мужа, это привести к спасению свою семью, это открыть для них небо, это отдать за неё жизнь.

Я хочу привести в пример своих родителей, то, о чем я говорил в проповеди во время реколлекции, после операции моей мамы, когда она нуждалась в помощи, папа отказался от многих удовольствий, всегда был с ней, всегда ей служил. Даже когда все коллеги с работы поехали на интересную экскурсию, он отказался, чтобы не оставить маму. Он, можно сказать, отдаёт жизнь за свою жену и для своей жены.

Муж, как Христос должен отдавать жизнь за свою жену, свою семью, как Христос, это его миссия, это его цель и задача. Но чтобы он мог выполнять эту задачу, нужно подчинение не только со стороны детей, но и жены. Жена своим примером учит детей уважению к главе семьи, послушанию.

И далее читаем: 25 Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, 26 чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова;
27 чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. 28 Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя.

Кроме того, что мужчина должен отдавать свою жизнь, он еще должен и любить свою жену. Это может казаться очевидным, но не обязательно. Может, например, муж трудиться, чтобы заработать деньги обеспечить семью, а потом приходит домой и считает, что он всё сделал, и теперь будет отдыхать, а жена и вся семья будет слушаться и выполнять всё, что он захочет. Но в этом нет любви…

Конечно, после работы надо отдохнуть, но это не значит, что можно не любить.

Нет отдыха от любви.

В этом наставлении св. Павла видим два задания – одно это подчинение, послушание жены, другое это любовь мужа. Не может быть подчинения жены без любви мужа, тогда это будет рабство, это будет противоречить тому, что супруги являются равными в достоинстве, и тому, с чего Павел начал – повинуясь друг другу в страхе Божием.

Можем подумать, почему Павел так это определил?

Потому что так это определил сам Бог. Он создал мужчину как сильного, мужественного, Бог создал мужчину, как того, кто видит далеко, думает о будущем, как воина и охранника, сторожа. И он, мужчина, охраняет и ведёт семью, он направляет этот корабль, чтобы правильно плыл. Он отвечает за правильный курс. Он также как сильнейший охраняет, защищает.

Женщину Господь создал как более нежную, деликатную, которая смотрит близко и благодаря этому она видит более внимательно, четко. Поэтому это Мария первая заметила проблему в Кане Галилейской. Поэтому она носит ребёнка до рождения, поэтому и после рождения она заботится о нем. Это первая охрана новой жизни. И чтобы она могла это делать солидно, добросовестно, нужно чтобы кто-то охранял и ее, чтобы кто-то направлял и показывал, куда надо идти.
Но чтобы вся семья на самом деле была как одна плоть, нужно, чтобы она слушалась, чтобы она подчинялась тому, кто её любит, и кто готов за неё отдать жизнь.

Посмотрим на Святое Семейство, это для нас пример. Ведь Мария была более святой, можно сказать что, наверное, и более мудрой, чем Иосиф. Иосиф даже не был отцом Иисуса, но был её мужем. Но Мария слушалась его. Это он, Иосиф ведёт беременную Марию в Вифлеем, это он ищет место, где сможет родиться Иисус. Потом к нему приходит во сне ангел и ему говорит, что надо убегать. И это он решает, что надо идти и вся Семья идёт. И Мария не протестует, что ночь, что маленький ребёнок. Иосиф ведёт семью, охраняет, Мария слушается, как и потом слушается Иисуса, своего сына и учит послушанию – что скажет Он вам, то сделайте.

Чем кончится этот отрывок – наставление св. Павла для супругов?

33 Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа.
- интересно, что здесь уже употребляет слово – боится, раньше было, повинуется, в других переводах можем найти - подчиняется или слушается, здесь – боится. Но это надо правильно понять, в Библейском понимании этого слова – в начале тоже видим – в страхе Божием. Это страх как выражение уважения, а не как страх перед каким-то, допустим, убийцей.

Что это значит на самом деле? Что это может означать на практике?

Вот, одна жена в своем свидетельстве так пишет:
В нашей жизни однажды было так, что пришла мне в голову одна идея, как можем инвестировать наши деньги, чтобы это принесло прибыль. Я подготовила все планы инвестиции, и надо подчеркнуть, что это не была какая-то иррациональная женская идея. Но мой муж проверил это и даже больших ошибок в этом не нашёл, но не решился на такой шаг. – Интересно, что эта женщина пишет далее – Я не дискутировала с ним, я не пыталась манипулировать им, давить на него, время от времени возвращаться к этому. Я верила, что у него есть эта особенная благодать принимать такие стратегические решения. Видим, какое сильное подчинение, связанное с доверием. Доверием мужу, как главе нашей семьи.

Когда-то я долго говорила по телефону с родственницей, и во время разговора я услышала, что муж как раз зашёл домой. Я хотела быстро закончить этот разговор, чтобы подогреть ему обед. И я услышала в ответ: «Ну что ты? Ты, кажется не молодая жена, чтобы подогревать мужу обед? – Я не знала, как это принять, как претензию или как комплемент.

Эта женщина пишет далее – муж всегда меня внимательно выслушивает, когда над чем-то думает, когда должен принять решение. Ролью жены тогда является не то, чтобы закрывать своё сердце, думать, что это он глава пусть и решает, но искреннее, внутренне честное, а значит лишённое манипуляций представление своей точки зрения. Ведь муж ищет не только гения жены, но и искры Божией в её сердце. Там её неоднократно и находил. И, именно соединив свой дар и дар жены, может увидеть свет решения для всей семьи.

Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела.

Что это значит глава Семьи? Это послушание, подчинение жены, в ответ на любовь мужа. Но это не всё, это и место мужа в семье.

Один простой образ: однажды семья пригласила священника на обед. Тот пришёл и сел на одно из многих свободных мест. И вдруг слышит голос протеста ребёнка – там сидит папа. Священник встал и сел на другое место.

Сегодня часто бывает так, что папа придёт, что-то быстро съест в уголке, опираясь на холодильник, и идёт смотреть телевизор. Интересно, если бы я пошёл к вам и занял место отца, услышал бы я протест детей? Это такой внешний образ, конечно, это не главное, но это тоже подчёркивает роль главы. Во время литургии, когда собирается семья верующих, священник не сидит на пятой скамейке с правой стороны, но имеет своё торжественное место, в центре, потому что он служит Мессу in persona Christi, в лице Иисуса, от имени Иисуса. И если кто-то на это место попробует сесть, сразу министрант или кто-то другой скажет – здесь сидит священник.
Ведь семья это тоже образ Церкви, совместная не только молитва, но и совместный обед, всё это может подчёркивать, кто здесь глава. И не надо на это смотреть как на гордыню, но как на порядок, который детям даёт чувство безопасности, который всей семье даёт спокойную жизнь.

Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа.

Конференция для встречи супружеских пар 30 октября 2011

Сегодня в литургии

Св. Филипп Нери, священник, Память:
  • Деян 20, 17-27
  • Пс 67
  • Ин 17, 1-11a

Богослужения

Понедельник
19.00
Вторник
7.30
Среда
Четверг
Пятница
19.00
 
Суббота
 
11.00
18.00
 
Воскресенье
 
9.00
11.00 и 18.00

Катехуменат

Воскресенье
12.30

Воскресная школа

Воскресенье
12.30

Молодёжные встречи

Суббота
19.30
Воскресенье
19.00
Духовные упражнения в сети
Loyola Press 3-Minute Retreat