Св. Григорий Великий, Папа, учитель Церкви
3 Сентябрь 2019 12:01 | Церковь в мире
Святой Григорий Великий, вместе со святыми Амвросием, Иеронимом и Августином, является одним из четырех великих Учителей Западной Церкви. Он хотел бы жить монахом, но, будучи избранным Папой Римским, положил начало глубоким реформам в Церкви и оставил множество великих трудов.
Святой родился в Риме около 540 года в семье патрициев Аничи, принадлежавшей к древнему христианскому роду, также известному своим служением Апостольскому Престолу. Из этой семьи вышло два Папы: Феликс III (483-492), прапрадед Григория, и Агапит (535-536). Дом, в котором рос Григорий, возвышался на Clivus Scauri, окруженный великолепными зданиями, свидетельствовавшими о величии древнего Рима и духовной силе христианства.
Христианские чувства ему внушал также пример родителей, – Гордиана и Сильвии, – которых окружающие почитали как святых, и двух сестер отца, Эмилианы и Тарсилии, живших в своем доме как посвященные девы, в молитве и аскезе. Получив юридическое образование, Григорий рано начал административную карьеру и в 572 году достиг ее вершины, став префектом города. Эта должность, доставшаяся ему в непростое время, заставила его полностью отдаться решению всякого рода административных проблем, извлекая из них опыт для будущих задач. Так, в нем глубоко укоренилось чувство порядка и дисциплины: став Папой, он подскажет епископам взять за образец в управлении церковными делами прилежание и уважение к законам, – черту, свойственную гражданским чиновникам. Тем не менее, такая жизнь не могла его удовлетворить, и потому, спустя немного времени, он решает оставить светскую должность, дабы уединиться в своем доме и начать монашескую жизнь, превратив родительский дом в монастырь святого Андрея в районе Челио.
Впоследствии он будет всегда тосковать об этом периоде монашеской жизни, – жизни в постоянном диалоге с Господом, в слушании Его слова, – что постоянно и все более настойчиво проявлялось в его проповедях: среди неотступных мыслей о пастырских заботах, он будет вновь и вновь вспоминать о нем в своих писаниях как о счастливом времени сосредоточенности на Боге, преданности молитве, безмятежного погружения в учение. Именно тогда святой Григорий Великий смог приобрести то глубокое знание Священного Писания и трудов Отцов Церкви, которым он воспользовался затем в своих произведениях.
Но затворничество Григория длилось недолго. Ценный опыт, накопленный при гражданском администрировании в период, наполненный серьезными проблемами, связи, которые были им установлены на этой должности с византийцами, завоеванное им всеобщее уважение побудили Папу Пелагия назначить Григория диаконом и направить его в Константинополь в качестве своего «апокрисиария», – сегодня эту должность мы назвали бы «апостольским нунцием», – чтобы заручиться поддержкой императора в борьбе римлян против опустошавших Италию лангобардов. Пребывание в Константинополе, где вместе с несколькими монахами он возобновил монашескую жизнь, было очень важным для Григория, поскольку это давало ему возможность получить опыт непосредственного знакомства с византийским миром.
Через несколько лет Папа отозвал его обратно в Рим, назначив своим секретарем. Это были трудные годы: непрекращающиеся дожди, разливы рек, голод поразили многие регионы Италии и сам Рим. В довершение этих несчастий разразилась чума, унесшая множество жизней, среди которых был также Папа Пелагий II. Клирики, народ и сенат были единогласны в своем выборе: на Престол Святого Петра был избран Григорий. Он пытался сопротивляться и даже бежать, но делать было нечего, и, в конце концов, ему пришлось уступить. Был 590 год. Признав в том, что случилось, волю Божию, новый Папа Римский, собравшись с духом, немедля принялся за работу. На престоле Святого Петра Григорий реорганизовал Папскую администрацию и занялся Римской Курией, многие члены которой - и духовенство и миряне - имели интересы, весьма далекие от духовности и милосердия, поэтому он передал многие ведомства в управление бенедиктинским монахам.
Он также реформировал церковную деятельность на различных епископских кафедрах, постановив, что имущество Церкви должно использоваться для ее собственных нужд и для евангелизаторской деятельности в мире, а управлять этим имуществом надлежит безупречно честно, справедливо и милосердно. Григорий также использует свое имущество и наследство для Церкви, чтобы помочь верующим: он покупает и раздает зерно, помогает нуждающимся, поддерживает священников, монахов и монахинь, платит выкуп за граждан, попавших в плен к лангобардам, работает ради достижения перемирия. Он также предпринимал политические шаги по защите Рима - забытого императорами, - и вел переговоры с лангобардами для обеспечения мира в центральной Италии. Папа Григорий установил с ними братские отношения, заботился об их обращении, а также организовал миссии евангелизации среди вестготов Испании, франков и саксов. В Великобританию он послал Августина, настоятеля своего монастыря Сант-Андреа аль-Челио (позже епископа Кентерберийского), и сорок монахов.
Григорий реформировал Святую Мессу, сделав ее более простой, развил литургическое пение, которое берет свое название от его имени и называется григорианским, а также написал множество трудов. Его эпистолярное наследие насчитывает более 800 писем, различных проповедей; знаменита его Moralia in Iob (Нравственный комментарий на Книгу Иова), где он утверждает, что нравственный идеал заключается в гармоничном сочетании слова и действия, мысли и обязательства, молитвы и преданности своим обязанностям; и в «Пастырском правиле», в котором дан портрет идеального епископа, святой Григорий Великий настаивает на обязанности пастыря помнить всякий день о своей нищете, посвятив всю последнюю главу теме смирения. Чтобы показать, что святость возможна всегда, Григорий составляет «Диалоги», агиографический текст, в котором приводит истории о святых мужчинах и женщинах, сопровождая их богословскими и мистическими размышлениями. Весьма известна вторая книга, посвященная Бенедикту Нурийскому. Можно сказать, что Григорий был первым Папой, который использовал мирское могущество Церкви, не забывая при этом и о духовном аспекте своей задачи. Тем не менее, он оставался человеком простым, настолько, что называл себя «Servus servorum dei», «слугой слуг Божиих». Он умер 12 марта 604 года и был похоронен в базилике Святого Петра.