Календарь

  • 13.06.20 День Святого Антония
  • 11.06.20 Св. Варнава, Апостол
  • 31.05.20 Пятидесятница
  • 21.05.20 Вознесение Господне
  • 06.05.20 Св. Георгий, мученик
Онлайн-трансляции Богослужений

Ценность одной минуты

Трудолюбие, активность, ценность одной минуты

В последние воскресенья мы слушали отрывки Евангелия, которые могут помочь нам сегодня затронуть одну тему.

Вот две недели назад мы слушали притчу о талантах. Помним, что было три человека, которым хозяин, царь, дал управлять над своим имуществом и уехал. После своего возвращения начал спрашивать своих слуг, что они сделали? Некоторые слуги принесли больше имущества, чем получили, а один принёс столько, сколько и получил. Ничего с ним не сделал.

И интересно, что этот царь, очень жестоко обошелся со слугой, который в принципе ничего плохого не сделал, но и не приложил усилий, чтобы сделать добро.

Господин же его сказал ему в ответ: «лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро моё торгующим; и я, придя, получил бы моё с прибылью. Итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов. Ибо всякому имеющему дастся и приумножится; а у неимеющего отнимется и то, что имеет. А негодного раба выбросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов».

Он получил наказание, не за то, что сделал что-то плохого, но за то, что не сделал ничего хорошего. Он услышал – раб ленивый. Он не имел идеи и желания работать, трудиться, он был пассивный.

Неделю назад мы слышали притчу, описание Божьего суда, и снова, интересный диалог
«идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его. Ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня». Тогда и они скажут Ему в ответ: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе»? Тогда скажет им в ответ: «истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне».

Опять, они ничего плохого не сделали, они никого не убили, они ничего не украли, они просто не помогли, они не совершили добра когда кто-то нуждался. Они просто были ленивыми, пассивными, когда надо было помочь.

Почему Иисус не ведёт борьбы со злом, а ведёт борьбу с бездельем?

Он знает, и мы знаем, что это безделье именно ко злу ведёт.

Предлагаю, чтобы мы сегодня подумали об этом, посмотрели на проблему лени, в нашей жизни.

В википедии читаем – Лень — отсутствие или недостаток трудолюбия, предпочтение свободного времени трудовой деятельности.

Мы знаем, что лень это один из семи главных грехов, пороков, и он немного отличается от остальных. Все остальные, мобилизуют человека к действию, правда, нехорошему, но действию. Все остальные пороки, главные грехи это активность человека, а лень наоборот, это отсутствие, недостаток действия, это пассивность.

Лень останавливает перед действием.

Лень является источником, началом других грехов.

Когда человек ничего не делает, а кто-то ожидает от него, чтобы он сделал что-то, начинаются нервы, раздражение, ссоры.

Человек сам перед собой старается оправдаться и считает себя более умным, чем другие, это родит гордыню.

Также, если посмотрим на сцену, когда Давид начал восхищаться красотой женщины Вирсавии, что потом привело его к страшному греху, убийству своего слуги, воина; некоторые замечают, и трудно с этим не согласиться, что первая мысль пришла тогда, когда Давид бездельничал, читаем – Однажды под вечер Давид, встав с постели, прогуливался на кровле царского дома и увидел с кровли купающуюся женщину; а та женщина была очень красива.

Эта мысль, это искушение пришло тогда, когда Давид бездельничал, встал с постели, прогуливался. Можно сказать, что именно лень стала причиной многих грехов потом.

Предлагаю, чтобы мы конкретно посмотрели на разные проявления этого порока.

Иногда нам кажется, что лень это просто человек сел и ничего не делает и не хочет делать, и на всё отвечает – мне не хочется.

Но часто этот порок имеет более скрытые формы. Злой дух в своих искушениях не называет по имени грехов, он их камуфлирует, маскирует под разные даже благие дела.

Например, очень частое проявление этого порока это использование нашего времени. Мы так часто не успеваем чего-то сделать, но когда начинаем смотреть на то, что мы делаем, оказывается что много времени теряем. И снова не так, что мы ничего не делаем, что мы совсем впустую проводим время, нет, мы делаем, мы даже хорошие вещи делаем, но не то, что является нашей обязанностью, нашим заданием сейчас и здесь.

Об этом говорит хороший рассказ, как однажды преподаватель университета принёс большую баньку. Рядом лежали камни, маленькие камушки и песок. Он показывал студентам, что будет, если в баньку насыпаем песок. Тогда камни уже не поместятся. Но если сначала вложим камни, а потом меньше камни, а потом песок, если не всё, то по крайней мере намного больше поместится.
Так и с нашим временем, если сначала делаем самые важные вещи, наши обязанности, потом наши полезные дела, то с удивлением замечаем, что и на приятные дела и на отдых время остаётся, и ещё тогда приятно отдыхать, потому что чувствуем покой совести. А если начинаем с того что является нашим хобби, с отдыха, с приятных мало важных дел, тогда не хватает времени на более важные дела.

Насчет ценности времени можем прочитать интересную статью:
Чтобы понять ценность года, поговорите со студентом, не сдавшим сессию. Чтобы понять ценность одного месяца, поговорите с матерью, родившей недоношенного ребёнка. Чтобы понять ценность одной недели, поговорите с редактором еженедельной газеты. Чтобы понять ценность одного часа, поговорите с влюбленными, ожидающими встречи. Чтобы понять ценность одной минуты, поговорите с тем, кто опоздал на поезд. Чтобы понять ценность одной секунды, поговорите с тем, кто только что не попал в автомобильную аварию. Чтобы понять ценность одной миллисекунды, поговорите со спортсменом, завоевавшим серебряную медаль на Олимпийских играх. Каждая секунда Вашей жизни - на вес золота. Вчера уже история. Завтра это будущее. Сегодня это дар.

Думая о нашей лени, стоит проанализировать то, как мы используем время.

Чтобы заметить этот порок, а потом начать над ним работать, бороться с ним, стоит поделить наши занятия на три части. Одна это наши обязанности, вторая это то, что полезное, третья это приятное.

Каким из них сколько уделяем времени? И с какими не успеваем. Надо нам знать, что наш порядок должен быть таким, что в первую очередь выполняем наши обязанности, потом делаем полезные дела, а в конце приятные, какие-то развлечения.

Часто бывает так, что мы начинаем делать хорошие дела, потому что нам не хочется делать других. Мы придём на Мессу в понедельник, не потому что мы хотим помолиться, только потому, что нам не хочется сидеть с детьми; мы поможем другу, когда нам надо возвращаться домой и не потому что этот друг так сильно нуждается в моей помощи, но потому что меня ждут домашние обязанности, а мне не хочется их делать.

Форма нашей лени, это также то, что мы иногда делаем неконкретно, медленно, мы долго думаем, над тем, что делаем, слишком много внимания уделяем этому, мало решительно делаем, или делаем несколько вещей одновременно, из-за чего трудно нам что либо сделать хорошо.
Наша лень, это когда слишком долго спим, но это может быть последствием того, что поздно ложимся. А это, в свою очередь, последствием того, что долго смотрели телевизор, или тратили время на маловажные действия, или так приятно было быть в гостях, что поздно вернулись. Как во многих пороках, так и здесь не хватает широкого взгляда, чтобы подумать что будет потом.
Лень может быть, и бывает часто и в духовной жизни. Лень уделить время молитве, лень пойти на Мессу, чтобы пунктуально прийти на Мессу, лень систематично ходить на исповедь.

Ну, хорошо, мы знаем проявление лени, мы знаем что это и наш порок, и что?

Конечно, знать свои пороки, это только первый шаг. Это на самом деле много, потому что часто люди не осознают своих внутренних проблем и не знают за что исповедоваться, и над чем работать.

Поэтому осознать, это очень много, но только для начала. Если знаем проблему, а допустим, потом ничего не делаем, или начинаем переживать, что я ничего не могу, не умею, и вообще никто меня не любит, это тоже не поможет.

Что делать если мы в себе заметили порок лени? Как его изменить?

Однажды, профессора, знающего много иностранных языков, спросили, как он это делает, что столько языков знает? Знает ли он методику, которая помогает учиться языкам? Он улыбнулся и ответил – да, знаю, это методика запоминания.

Так и в лени самая главная методика, это прикладывать усилия, это работать.

Но есть ещё что-то, на что надо обратить внимание.

Сначала прочитаю отрывок одной статьи по этой теме.
Оказывается, лень — не абсолютное зло, она бывает разной. Когда мы говорим о лени, каждый подразумевает свое. У каждого своя лень и свои симптомы. Вот некоторые из них: Низкий уровень мотивации к чему-либо. Человек не уверен, для чего он это делает, либо делает это не для себя, либо ожидает, что за него это сделают другие. Бороться с таким типом лени можно, повышая мотивацию.

Вот это очень интересная мысль. В борьбе с ленью, больше чем прикладывать усилия, надо повышать мотивацию.

Важно, чтобы человек знал, почему он это делает, что это важно, что кто-то замечает и хвалит, что это не напрасно. Чтобы человек любил то, что делает.

Если муж вернулся домой и видит жену с такой миной, что только застрелиться, и она сразу начинает требовать от него, подчеркивать какой он неудачник, то трудно ожидать что он будет трудолюбиво стараться что-то делать в доме. Но если видит, что это действительно нужно, что от этого почти зависит спасение мира, и потом после такого дела, он получает похвалу и жена всем вокруг рассказывает, какой у неё муж молодец, то ему хочется сделать что-то ещё.

Также и в нашей работе над собой, нам надо подумать, почему я должен исправить этот порок, почему я должен над этим работать.

Иногда человек приходит с грехом и говорит на исповеди грех, потому что знает, что Церковь считает это грехом. Он исповедуется, но не понимает, почему это является грехом, тогда трудно работать над собой – там не хватает мотивации.

Самое лучшее, если человек имеет мотивацию веры, если делает что-то потому, что чувствует любовь Бога и хочет на это ответить. Это прекрасная мотивация, но надо сначала работать над духовной жизнью и развивать её, чтобы это действительно была мотивация. Мотивация веры, это также тогда, когда читаем Божие слово и размышляем над ним, и приходим к выводу, что Бог чего-то хочет, на что-то обращает внимание, и поэтому стоит это сделать.

Указывание мотивации это также очень важный элемент в воспитании. Если ребёнок слышит: «Сделай это немедленно, иначе получишь», то он естественно сделает, но в нём не будет желания, чтобы сделать это хорошо, чтобы сделать это лучше. В нём не выработаем трудолюбия.

Конечно, может быть иногда и угроза и наказание, но во-первых, это последний аргумент, во-вторых, это аргумент, который человек должен разуметь, и в-третьих, это должно потом привести к размышлению, что мы – родители, сделали, делаем не так, что надо было наказать ребёнка. Ребёнок не приходит в мир злой, со злыми привычками, он потом этому учится. И ещё одна мысль о наказании, которую я однажды слышал, что наказать может тот, кто доказал что любит.

Важно человека воспитывать в трудолюбии, ответственности. В этом помогает, если ребёнок с самого детства имеет какие-то свои задания, свою ответственность. Когда видит, что то, что он делает, это полезно, это помогает. Что он не делает впустую.

Очень важным в воспитании трудолюбия, как и вообще в воспитании, является пример. Слова учат, примеры притягивают. Для меня доказательством этих слов являются сестры Матери Терезы. Там люди, от которых сёстры требуют работы, видят их, как они трудятся, а потом сами начинают действовать.

Кроме того, чтобы человек знал что делать, он должен знать, когда и как делать. Часто человек не знает, что делать в первую очередь, а что может подождать, поэтому очень важным является план, расписание дня, порядок действий. Конечно, богатая жизнь никогда не позволит верно это выполнить, но по крайней мере это будет помощь когда сами не знаем что нам делать.
Давайте постараемся определить степень этого порока в каждом из нас. Каждый думает о себе, а не о своём супруге.

Что надо делать, чего мне не хватает, чтобы с этим справиться? Как над этим я должен работать?

И позитивный взгляд, – какие у меня таланты, которые я могу и должен активно развивать?

Отец Марэк Ящковски. Конференция встречи супружеских пар
27 ноября 2011 года

Сегодня в литургии

Св. Филипп Нери, священник, Память:
  • Деян 20, 17-27
  • Пс 67
  • Ин 17, 1-11a

Богослужения

Понедельник
19.00
Вторник
7.30
Среда
Четверг
Пятница
19.00
 
Суббота
 
11.00
18.00
 
Воскресенье
 
9.00
11.00 и 18.00

Катехуменат

Воскресенье
12.30

Воскресная школа

Воскресенье
12.30

Молодёжные встречи

Суббота
19.30
Воскресенье
19.00
Духовные упражнения в сети
Loyola Press 3-Minute Retreat