Календарь

  • 29.06.21 День святых апостолов Петра и Павла
  • 24.06.21 Рождество Иоанна Крестителя
  • 13.06.21 День Святого Антония
  • 11.06.21 Пресвятое Сердце Иисуса
  • 11.06.21 Св. Варнава, Апостол
Онлайн-трансляции Богослужений

Заповеди Блаженства

Мы часто когда читаем эти заповеди блаженства, думаем, что это трудный путь, это столько требует от человека, очень тяжело так жить. И на самом деле так и есть. Но посмотрим на это с другой точки зрения.

Вот за Иисусом идёт толпа народа. Кто идёт за Иисусом? Наверно не цари, не великие люди, читаем даже, что Он многих исцелял. За Ним шли много нищих, преследуемых, плачущих, нуждающихся в Его помощи. И он, глядя на них, видя их лица, взгляд, чувствуя их безнадёжное состояние говорит: блаженны – счастливы…

Им, которые считают себя самыми несчастливыми, Он говорит: счастливы – блаженны. Кто? И они слышат как бы свои имена: нищие, плачущие, кроткие, преследуемые. И удивляются – как, мы счастливы? - и слышат аргументы: ибо их Царство Небесное. Иисус показывает, что на их жизнь можно посмотреть в другой перспективе, с другой точки зрения, с точки зрения вечности, неба, Царства Божьего, а не земного. И тогда то, что теперь кажется причиной боли, будет причиной счастья.

Иисус начинает свою проповедь со слова «блаженны», Он начинает свою проповедь с того, что в их, лишённые силы и надежды сердца, Он вкладывает слово поддержки, слово новой надежды.
Это то, к чему приходит современная психология, что надо сначала положительно говорить человеку. Надо его поддержать. Иисус так действует. Он знает, что надежда даёт человеку силу. И Он не только даёт слова, за которыми ничего нет, но реальные обещания.

Но не только им, собранным у Галилейского моря, под горой Блаженств, но и нам, приходящим сегодня с нашей болью, с нашими проблемами, с нашей нехваткой надежды – Он говорит: блаженны – счастливы! Не бойтесь! То, что ты считаешь своей болью, может стать твоим счастьем. Стоит услышать Иисуса, который знает нашу боль, наши проблемы, смотрит нам в глаза и говорит – счастливы. И он не врёт – Он источник этого счастья.

И мы тоже, когда встречаем друг друга, а особенно в семьях, сначала должны сказать такую положительную информацию. Думаю, что человек даже замечание или даже наказание может легче принять, если сначала услышит слово поддержки, слово надежды. Начинать встречу, разговор со слова «блаженный», «счастливый», показать счастье человеку – это искусство, которому учит Иисус.

Но смотрим дальше, что говорит Иисус. Часто бывает так, что берём книгу, прочитаем начало и потом уже некогда читать, откладываем, поэтому во многих книгах в начале автор пишет, то, что самое главное и самое интересное. Так и здесь, думаю, что не случайно на первом месте читаем – блаженны нищие духом. Посмотрим на это блаженство.

Когда встречаю людей, разных, богатых и бедных, наблюдаю их жизнь, слушаю их, то больше начинаю понимать, что Иисус имел ввиду, говоря: «Блаженны нищие духом...». Даже иногда, разговаривая с бедными людьми, мы приходили к выводу, что хорошо, что они бедные, что бедность, это великая благодать. Иногда я совершенно серьёзно и с уважением говорил им, - это хорошо, что вы бедные. Почему?

Потому что практика, опыт показывает, что человек бедный, нищий, больше надеется, уповает на Бога. Это такая удивительная пропорциональность, что человек бедный больше времени уделяет Богу, больше молится, больше в нём Божьего Духа, жажды Бога.

Человек богатый чаще бегает, больше времени, сил и заботы уделяет работе, - ведь на такой позиции надо удержаться. На семью, Бога, Церковь придёт ещё время.

А что ещё более опасно, человек богатый часто верит в свою независимость. Часто повторяется – сегодня за деньги всё можно купить, и он уверовал в это, и ведёт себя так, как будто за деньги можно было купить и небо.

Зачем мне Господь Бог, если у меня всё есть?

У меня всё есть, кроме времени, поэтому Бог пусть подождёт. И как самооправдание, повторяют – Бог везде, я на улице иду и к Нему обращаюсь, и этого достаточно.

Человек бедный часто имеет другие богатства, намного более ценные – веру, духа. Такой человек знает, что кто-то выше него, в ком-то нуждается, и что существует Кто-то, кто может и хочет ему помогать.

Каждый находится в такой ситуации, что без Бога не справится, только не каждый это осознаёт. И сегодня надо осознать это очень серьёзно – каждый из нас нуждается в Боге.

Сегодняшняя литургия слова начинается со слов: Взыщите Господа, все смиренные земли, исполняющие законы Его; взыщите правду, взыщите смиренномудрие; Оставлю среди тебя народ смиренный и простой, и они будут уповать на имя Господне.

А потом известные нам заповеди Блаженства, и первое из них – блаженны нищие.
И может кто-то сказать, тогда не ошибался тот, кто говорил: Религия есть опиум для народа, значит, что это своего рода утешение для нищих, для тех, которые ничего не имеют.
Однако, если посмотрим на сегодняшнее слово замечаем что-то другое. Иисус через свои блаженства не только назначает амбициозную программу для своих верных, но также определяется по одной из сторон.

Он с бедными, которые убогие – значит которые всё имеют у Бога. Он с теми, которые тихи, потому что их голос слишком мало значит. Он с теми, которые плачут, потому что кто-то их постоянно обижает. Он с теми, которые ищут, жаждут, стремятся к миру, справедливости. Он с теми, кто лучше сам готов что-то потерять, но чтобы был мир. Все эти люди, обычно чувствующие себя одинокими и оставленными, сегодня слышат: вы не одиноки, с вами Кто-то есть, и это не кто-нибудь. С вами Кто-то сильный, великий. Поэтому вы блаженны.

Это не только бедные стоят на стороне Иисуса, это Иисус встаёт на их сторону. И в этом великая надежда.

Иисус убеждает в своей помощи, поддержке, только слышим сегодня - Взыщите Господа, взыщите смиренномудрие.

Ибо можно быть бедным, но полным надежды и оптимизма, если человек ищет Бога. Но можно также эту же самую нищету переживать в бунте, в претензии к Богу, людям. Можно ту же самую ситуацию переживать двумя совершенно разными способами. Поэтому совет в слове Божьем – Взыщите Господа, взыщите смиренномудрие.

Ибо могут литься слёзы, а иногда ничего не сделаешь, они как бы сами льются. И можно эти слёзы изливать перед Господом, на молитве, а можно изливать где-то в другом месте, как многие это делают – в бутылку алкоголя, или выливать на других, раня их. Поэтому сегодня слышим – Взыщите Господа, взыщите смиренномудрие.

Ибо можно быть тихим и смиренным, и полным внутреннего мира, а можно быть тихим, но в сердце течёт яд.

И можно жаждать и алкать справедливости и правды, указывая на их красоту, а можно бороться за них с ненавистью.

Итак, линия, которая делит людей, идёт не между богатыми и бедными, не между молодыми и старшими, не между образованными и простыми, но между теми, кто ищет Бога и чувствуют себя у Него как дети, которые со смирением приходят к Нему, и людьми, которые уверовали в себя, в своё совершенство, и они Бога не ищут.

На какой стороне мы, я?

Однажды умирал один известный испанский писатель. Видя серьёзность момента, врач начал его утешать – можете быть спокойны, мир о вас не забудет, ваши книги переводятся на много языков. Тогда этот писатель, также чувствуя серьёзность момента, сказал – сегодня я отдал бы все эти аплодисменты, чтобы была возможность сделать ещё хотя бы один хороший поступок.

Изменилась иерархия ценностей. Чтобы и для нас изменилась, чтобы и мы могли всё отдать ради самой великой ценности – Иисуса Христа.

О.Марэк ящковски
Проповедь на 4 воскресенье рядового времени. 30.01.2011г.

Сегодня в литургии

Св. Филипп Нери, священник, Память:
  • Деян 20, 17-27
  • Пс 67
  • Ин 17, 1-11a

Богослужения

Понедельник
19.00
Вторник
7.30
Среда
Четверг
Пятница
19.00
 
Суббота
 
11.00
18.00
 
Воскресенье
 
9.00
11.00 и 18.00

Катехуменат

Воскресенье
12.30

Воскресная школа

Воскресенье
12.30

Молодёжные встречи

Суббота
19.30
Воскресенье
19.00
Духовные упражнения в сети
Loyola Press 3-Minute Retreat