Сочельник и подготовка к Рождеству Христову
23 Декабрь 2010 16:09 | Жизнь общины
Каждый христианин-католик должен во время Адвента духовно подготовиться к празднованию Рождества Христова: уделить особое внимание бедным, больным и нуждающимся, приступить к таинству исповеди, а в день Сочельника до торжественной трапезы желательно соблюдать строгий пост.
Сочельник (24 декабря)
Празднование Рождества Христова начинается вечером в Сочельник. Сочельником называется день, предшествующий Рождеству Христову.
В Сочельник по традиции наводят порядок в доме, празднично украшают его, наряжают елку. Рядом с ней можно поставить рождественские ясли с фигурками Младенца Иисуса, Девы Марии и св. Иосифа, волхвов и пастухов, а также животных. Это можно сделать вместе с детьми, используя при этом их игрушки.
Праздничный стол состоит из постных блюд, число которых по традиции достигает двенадцати. Стол накрыт белой скатертью, украшен еловыми ветвями, на нем стоят свечи. Как правило, за столом оставляют место для нежданного гостя, в котором к верующим приходит Сам Христос. В Центре стола на тарелке или, по древней традиции, на маленькой подушке, набитой сеном, лежит рождественский хлеб – облатка.
Рождество Христово (вечер 24 декабря)
Празднование Рождества Христова начинается с торжественной вечерней трапезы.
После того как все соберутся, зажигаются свечи и выключается верхний свет; глава семейства осеняет себя крестным знамением со словами «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа» (все осеняют себя крестным знамением и отвечают: «Аминь»), стоя произносит молитвы благословения над рождественским хлебом:
В. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.
Все отвечают: Аминь.
В. Дорогие, давайте задумаемся над глубоким смыслом преломления рождественского хлеба. Пожелания, которые мы при этом произносим, часто касаются ценностей преходящих или материальных. Но суть в чем-то другом, гораздо белее значительном. Обычай «рождественского хлеба» произошел от главного таинства христианства – Евхаристии, называемой в Библии «преломлением хлеба».
Иисус Христос во время Тайной Вечери благословил, преломил и раздал хлеб. Наш Господь и сегодня собирает людей вокруг одного стола – алтаря, а Сам становится Хлебом. Но для того, чтобы обрести возможность вкушать Хлеб Жизни, мы должны открыть свои сердца на нужды ближних, должны быть готовы жертвовать чем-то, творить дела любви. Мы сами должны быть такими же добрыми, как хлеб. Так пусть выражением этой доброты и любви станет преломление рождественского хлеба. Рождественский хлеб – это символ любви.
(некоторое время сохраняется молитвенное молчание)
В эту торжественную минуту восхвалим Бога, нашего Отца, и Единородного Сына Его, Иисуса Христа, Который родился от Пресвятой Девы Марии, чтобы быть Богом среди нас.
Благодарим Тебя, Боже, Отче наш, за этот хлеб – плод земли и трудов человеческих. Сегодня он собрал нас вместе за одним столом, так же, как собирает нас воедино у алтаря Хлеб Евхаристии. Благослови этот рождественский хлеб, который по древнему христианскому обычаю мы преломим, говоря друг другу праздничные пожелания.
Господи, Ты Сам научил нас тому, как, преломляя хлеб, делиться с другими, особенно с нуждающимися, любовью, доброжелательностью и миром. Надели нас всех даром совершенной любви к Тебе и к ближним и научи нас славить Твою отцовскую доброту. Через Христа, Господа нашего.
Все отвечают: Аминь.
Если молитву благословения произносит священник или диакон, он осеняет рождественский хлеб знаком креста и окропляет его освященной водой.
Все продолжают стоять, один из членов семьи читает отрывок из Евангелия от Луки:
Лк 2, 1-20
"В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею. И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице. В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь. И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем. И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи. А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем. И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за все то, что слышали и видели, как им сказано было."
После этого поют первую колядку. Все берут облатки и делятся ими друг с другом. Участники трапезы по очереди дают друг другу отломить и съесть кусочек своей облатки. В то время, когда один отламывает кусочек облатки, другой говорит ему свои рождественские и новогодние пожелания. Этот обряд заканчивается совместным чтением молитвы «Отче наш»:
Все: Отче наш, сущий на небесах, да святится имя Твое, да придет царствие Твое, да будет воля Твоя и на земле, как на небе. Хлеб наш насущный дай нам на сей день, и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим, и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Аминь.
Все садятся за стол, и начинается торжественный ужин, после которого поются колядки. Затем все отправляются на ночную Рождественскую Мессу.