ГЛАВА ТРЕТЬЯ
Ответ человека Богу
Откровением Своим «Невидимый Бог по обилию Своей любви обращается к людям как к друзьям и беседует с ними, что бы пригласить их к общению с Собой и принять их в это общение»1. Адекватным ответом на это приглашение является вера. |
142 |
Верой своей человек полностью подчиняет Богу свой разум и волю. Всем существом своим человек дает согласие Открывающему Себя Богу2. Священное Писание называет этот ответ человека Богу, дающему Откровение, «послушанием веры»3. |
143 |
Послушание в вере означает свободное подчинение услышанному слову, ибо истинность его гарантирована Богом, Который есть сама Истина. Авраам является образцом того послушания, которое предлагает нам Священное Писание. Приснодева Мария есть наиболее совершенное его воплощение. |
|
Послание к Евреям в великом восхвалении веры предков особенно отмечает веру Авраама: «Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие; и пошел, не зная, куда идет» (Евр 11, 8)4. Верою он жил как чужеземец и паломник на земле обетованной5. Верою Сарра получила силу зачать обещанного сына. Верою Авраам согласился принести в жертву единственного сына своего6. |
|
Авраам таким образом воплощает определение веры, данное в Послании к Евреям: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр 11, 1). «Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность» (Рим 4, 3)7. Благодаря этой «твердости в вере» (Рим 4, 20) Авраам стал «отцом всех верующих» (Рим 4, 11. 18)8. |
146 |
Ветхий Завет изобилует свидетельствами такой веры. Послание к Евреям возглашает хвалу образцовой вере праотцов, «свидетельствованных в вере» (Евр 11, 2. 39). Но «Бог предусмотрел о нас нечто лучшее»: благодать веры в Сына Его Иисуса, «начальника и совершителя веры» (Евр 11, 40; 12, 2). |
147 |
Дева Мария воплощает в совершенстве послушание веры. Верой Мария принимает Благую Весть и обещание, принесенные архангелом Гавриилом, веруя, что «у Бога не остается бессильным никакое слово» (Лк 1, 37)9, и дает Свое согласие: «Се раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк 1, 38). Елисавета приветствует ее: «И блаженна уверовавшая; потому что совершится сказанное ей от Господа» (Лк 1, 45). За эту веру все поколения провозгласят ее блаженной10. |
|
В течение всей Своей жизни, и до последнего Своего испытания11, когда Сын Ее Иисус умер на Кресте, вера Ее не поколебалась. Мария не перестала верить в то, «что у Бога не остается бессильным никакое слово». Поэтому Церковь почитает в Марии наиболее чистое осуществление веры. |
|
Вера означает прежде всего, что человек лично примыкает к Богу; она есть, в то же время, и неотделимо — свободное согласие со всей Богооткровенной Истиной. Как личное соединение с Богом и согласие с Истиной, Им открытой, христианская вера отличается от веры в человеческую личность. Хорошо и праведно полностью довериться Богу и абсолютно верить в то, что Он говорит. Подобная вера по отношению к твари была бы ложной и тщетной12. |
150 |
Для христианина верить в Бога неотделимо означает верить в Того, Кого Он послал, в «возлюбленного Сына Его, в Котором Его благоволение» (Мк 1, 11); Бог велел нам слушать Его13. Сам Господь сказал Своим ученикам: «Веруйте в Бога и в Меня веруйте» (Ин 14, 1). Мы можем верить в Иисуса Христа, потому что Сам Он — Бог, Глагол Воплотившийся: «Бога не видел никто никогда; единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин 1, 18). Поскольку Он «видел Отца» (Ин 6, 46), Он один знает Его и один может открыть Его14. |
151 |
Нельзя верить в Иисуса Христа, не причаствуя Духу Его. Это Дух Святой открывает людям, Кто есть Иисус. Ибо «никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» (1 Кор 12, 3). «Дух все проницает, и глубины Божии (...) Божиего никто не знает, кроме Духа Божия» (1 Кор 2, 10–11). Один только Бог знает Бога полностью. Мы верим в Духа Святого, ибо Он есть Бог. |
|
Церковь не перестает исповедовать свою веру во единого Бога, Отца, Сына и Духа Святого. |
|
Когда св. Петр исповедует, что Иисус есть Христос, Сын Бога Живого, Иисус отвечает ему: «не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах (Мф 16, 17)15. Вера — это дар Божий, внушенная Им сверхъестественная добродетель. «Чтобы проявить такую веру, необходима предваряющая и воздействующая благодать Божия при внутренней помощи от Духа Святого, Который трогает сердце и обращает его к Богу, открывает очи ума и подает „усладу уразумения всем, принимающим истину и верующим в нее”»16. |
|
Верить возможно только благодатью и внутренней помощью Святого Духа. Тем не менее, правда, что вера есть истинно человеческое деяние. Ни человеческой свободе, ни разуму человеческому не противоречит доверие Богу и приятие открытых Им истин. И в отношениях между людьми не противоречит нашему собственному достоинству поверить в то, что другие люди говорят о себе и своих намерениях, и доверять их обещаниям (как, например, когда мужчина и женщина вступают в брак), чтобы таким образом вступить во взаимное общение. Тем менее противоречит нашему достоинству «в вере обнаружить полную покорность нашего разума и воли Богу, дарующему Откровение»17 и так войти в тесное общение с Ним. |
|
В вере разум и воля человека сотрудничают с Божественной благодатью: «Веровать есть дело разума, принимающего Божественную истину по повелению воли, движимой Богом посредством благодати»18. |
155 |
Мотивом веры не является то, что богооткровенные истины в свете нашего природного разума воспринимаются нами как понятная нам правда. Мы верим «по причине власти Самого Бога, Который открывается и Который не может ни заблуждаться, ни нас ввести в заблуждение». «Тем не менее, для того, чтобы наше послушание в вере соответствовало разуму, Бог постановил, чтобы внутренняя помощь Духа Святого сопровождалась внешними доказательствами Откровения»19. Поэтому чудеса Христа и святых20, пророчества, распространение и святость Церкви, ее плодоносность и прочность — «верные знамения Откровения, приспособленные ко всеобщему разумению», «дающие основания верить», показывающие, что согласие в вере — «отнюдь не слепое движение духа»21. |
|
Вера более конкретна, чем любое человеческое знание, ибо она основана на самом Слове Божием, которое не может солгать. Конечно, богооткровенные истины могут показаться неясными человеческому разуму и опыту, но «уверенность, которую дает Божественный свет, больше той, которую дает свет природного разума»22. «Десять тысяч трудностей не составляют одного сомнения»23. |
157 |
«Вера стремится понять»24: от веры неотрывно желание верующего лучше знать Того, на Кого он возложил свое упование, и лучше понимать, что он открыл; более глубокое познание, в свою очередь, вызовет бóльшую веру, все более и более пламенеющую любовью. Благодать веры открывает «очи сердца» (Еф 1, 18) живому разумению содержания Откровения, то есть всего Божественного Промысла и тайн веры, их связи друг с другом и со Христом, центром богооткровенной тайны. «Но для более глубокого уразумения Откровения, Дух Святой непрестанно совершенствует веру Своими дарами»25. Согласно определению св. Августина: «Я верю, чтобы понимать, и понимаю, чтобы лучше верить»26. |
|
Вера и наука. «Хотя вера стоит выше разума, между ними не может быть истинного разногласия. Бог, открывающий тайны и сообщающий веру, даровал человеческому духу свет разума; Бог не может отрицать Себя Самого, а истина не может противоречить истине»27. «Поэтому методическое исследование во всех сферах знания, если оно производится действительно научным образом и согласно нравственным нормам, по существу никогда не может противоречить вере; ибо земные реалии и реалии веры ведут свое начало от одного и того же Бога. Более того, тот, кто смиренно и постоянно старается проникнуть в тайну тварного мира, как бы ведется — хотя бы и не осознает этого — десницей Бога, Который поддерживает все существующее и делает его тем, что оно есть»28. |
|
Чтобы вера имела человеческий характер, «ответ, который человек дает Богу своей верой, должен быть добровольным; поэтому никого нельзя принуждать принимать веру вопреки своей воле. Ибо акт веры по самой своей природе доброволен»29. «Бог несомненно призывает человека служить Ему в духе и истине, в силу чего человек внутренне обязан совестью, но он не принуждается. (...) Это наивысшим образом проявилось в Иисусе Христе»30. Действительно, Христос призывал к вере и покаянию, но совершенно никого не принуждал. «Он свидетельствовал об истине, но не хотел силой навязать ее своим противникам. Его Царствие (...) растет любовью, которой Христос, вознесенный на крест, привлекает людей к Себе»31. |
|
Веровать в Иисуса Христа и в Пославшего Его ради нашего спасения необходимо, чтобы спастись32. «Без веры угодить Богу невозможно» (Евр 11, 6) и невозможно принять удел сыновства, поэтому никто никогда не будет оправдан без веры и никто, кроме „претерпевших до конца” (Мф 10, 22; 24, 13), не получит жизни вечной»33. |
|
Вера — это дар, который Бог дает человеку, ничего не требуя взамен. Мы можем потерять этот бесценный дар; апостол Павел предупреждает об этом Тимофея: «Преподаю тебе (...) такое завещание, чтоб ты воинствовал (...) как добрый воин, имея веру и добрую совесть, которую некоторые отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере» (1 Тим 1, 18–19). Чтобы жить, расти и быть стойкими в вере до конца, мы должны питать ее Словом Божиим; мы должны молить Господа умножать в нас веру34; она должна «действовать любовью» (Гал 5, 6)35, опираться на надежду36 и корениться в вере Церкви. |
|
Вера позволяет нам как бы предвкушать радость и свет блаженного видения — цели нашего земного странствования. Тогда мы увидим Бога «лицом к лицу» (1 Кор 13, 12), «как Он есть» (1 Ин 3, 2). Таким образом, вера уже есть начало жизни вечной: Когда ныне мы созерцаем благословения веры, будто отражение в зеркале, это как если бы мы уже обладали чудесными благами, коими, как заверяет нас наша вера, в грядущем мы будем наслаждаться37. |
163 |
Ныне, однако, «мы ходим верою, а не видением» (2 Кор 5, 7) и знаем Бога «как бы сквозь тусклое стекло, гадательно (...) отчасти» (1 Кор 13, 12). Вера озарена Тем, в Кого она верует, но живет она зачастую во тьме. Она может подвергаться испытаниям. Мир, в котором мы живем, часто кажется весьма далеким от того, в чем заверяет нас вера: опыт зла и страдания, несправедливости и смерти как будто противоречит Благой Вести; он способен поколебать веру и стать для нее искушением. |
|
Когда это происходит, мы должны обращаться к свидетелям веры: к Аврааму, который «сверх надежды поверил с надеждою» (Рим 4, 18); к Деве Марии, которая в своем «паломничестве веры»38 прошла путь до «ночи веры»39, участвуя в страданиях Своего Сына и в ночи Его гроба; и к множеству других свидетелей веры: «Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех, и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса...» (Евр 12, 1–2). |
165 |
Вера есть личный акт — свободный ответ человека на инициативу открывающего Себя Бога. Но вера не есть изолированный акт. Никто не может веровать в одиночку, как никто не может жить в одиночку. Никто не дал веру сам себе, как никто не дал жизнь сам себе. Верующий получил веру от других и должен передать ее другим. Наша любовь к Иисусу и людям призывает нас говорить другим о своей вере. Каждый верующий — словно звено в великой цепи верующих. Я не могу верить без поддержки от веры других, а своею верой я помогаю поддерживать их веру. |
166 |
«Верую»40 — такова вера Церкви, исповедуемая лично каждым верующим, главное — во время Крещения. «Веруем»41 — это вера Церкви, исповедуемая епископами, собравшимися на соборе или, более широко, во время литургического собрания верующих. «Верую» — это также ответ, который Церковь, Матерь наша, дает Богу своей верою, уча нас говорить: «Верую», «Веруем». |
|
Прежде всего, именно Церковь верует и тем самым поддерживает, питает и укрепляет веру каждого из нас. Прежде всего, именно Церковь повсюду исповедует Господа («Тебя по всей вселенной исповедует святая Церковь» — поем мы в «Те Deum» [Тебя Бога хвалим]), и мы — с нею и в ней — стремимся и приходим тоже к исповедованию: «Верую», «Веруем». Через Церковь мы обретаем веру и новую жизнь во Христе таинством Крещения. В римском обряде священник, совершающий Крещение, спрашивает того, кто принимает таинство: «Чего просишь ты у Церкви Божией? — Ответ: — Веры. — Что дает тебе вера? — Жизнь вечную»42. |
168 |
Спасение приходит только от Бога: но жизнь веры мы получаем через Церковь, и поэтому она — наша Матерь: «Мы верим Церкви, как матери нашего нового рождения, а не в Церковь, как в причину нашего спасения»43. Будучи нашей Матерью, она одновременно воспитательница нашей веры. |
|
Мы верим не в формулы, а в реальности, ими выражаемые, к которым вера позволяет нам «прикоснуться». «Исповедание (веры) верующего не останавливается на словесном провозглашении, но на реальности провозглашаемого»44. Однако к этим реальностям мы приближаемся при помощи формул веры. Они позволяют выражать и передавать веру, торжественно провозглашать ее в общине, усваивать ее и все более и более жить ею. |
170 |
Церковь, «столп и утверждение истины» (1 Тим 3, 15), верно хранит «веру, однажды переданную святым» (Иуд 3). Именно она хранит память слов Христовых, именно она передает от поколения к поколению апостольское исповедание веры. Как мать учит детей говорить и тем самым понимать и общаться, Церковь, наша Мать, учит нас языку веры, чтобы ввести нас в разумение и жизнь веры. |
|
На протяжении веков, сквозь бесчисленное множество языков, культур, народов и наций, Церковь не перестает исповедовать единую свою веру, полученную от единого Господа, передаваемую единым Крещением, коренящуюся в уверенности, что все люди имеют единого Бога и Отца45. Св. Ириней Лионский, свидетель этой веры, говорит: |
172 |
«Действительно, Церковь, хотя она и рассеяна по всему миру до концов земли, получив веру от апостолов и их учеников (...) хранит [эту проповедь и веру] заботливо, как если бы жила в одном доме, верует одинаково, как если бы имела одну душу и одно сердце, и проповедует их, преподает и передает в один голос, как если бы обладала одними устами»46. |
173 |
«Ибо, хотя языки различаются в разных краях света, содержание Предания есть одно и то же. И ни Церкви, находящиеся в Германии, не имеют иной веры или иного Предания, ни те, что у иберийцев, ни те, что у кельтов, ни Церкви Востока, Египта, Ливии, ни те, что живут в самом средоточии мира...»47 «Итак, благовестие Церкви истинно и крепко, ибо в ней единый путь спасения является во всех концах земли». |
174 |
«Эту веру, полученную нами от Церкви, мы храним заботливо, ибо она неустанно, действием Духа Святого, словно драгоценный залог, помещенный в прекрасном сосуде, молодеет и заставляет молодеть и сосуд, который ее содержит»48. |
|
Коротко |
|
Вера есть личное соединение всего человека с Богом, открывающим Себя. Она означает принятие разумом и волей Откровения Богом Себя, которое он даровал Своими действиями и словами. |
|
Вера, таким образом, имеет две точки опоры: личность и истину; мы видим истину потому, что верим тому, кто о ней свидетельствует. |
|
Мы не должны веровать ни в кого иного, кроме Бога—Отца, Сына и Святого Духа. |
|
Вера есть сверхъестественный дар Божий. Чтобы веровать, человек нуждается во внутренней помощи Духа Святого. |
|
Вера есть действие человека, сознательное и свободное, соответствующее достоинству человеческой личности. |
|
Вера есть акт церковный. Вера Церкви предшествует нашей вере, рождает ее, поддерживает и питает. Церковь — мать всех верующих. «Никто не может иметь Бога Отцом если не имеет Церковь матерью»49. |
|
«Мы веруем во все, что содержится в Слове Божием, в Писании или в Предании, и во что Церковь предлагает верить как в богооткровенное»50. |
|
Вера необходима для спасения. Сам Господь утверждает: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк 16, 16). |
|
«Вера есть предвкушение знания, которое сделает нас блаженными в грядущей жизни»51. |
Символ Веры
Апостольский символ веры |
Никео-Константинопольский |
Верую в Бога, Отца Всемогущего, Творца неба и земли. И в Иисуса Христа, Единственного Его Сына, Господа нашего, Который был зачат Святым Духом, рожден Девой Марией, страдал при Понтии Пилате, был распят, умер и был погребен, сошел во ад, в третий день воскрес из мертвых, восшел на небеса, восседает одесную Бога Отца Всемогущего и оттуда придет судить живых и мертвых. Верую в Святого Духа, святую Вселенскую* 3 Церковь, общение святых, прощение грехов, воскресение тела, жизнь вечную. Аминь. |
Верую во единого Бога Отца Всемогущего, Творца неба и земли, видимого всего и невидимого. И во Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия Единородного, от Отца рожденного прежде всех веков, Бога от Бога, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, несотворенного, единосущного Отцу, через Которого все сотворено. Ради нас, людей, и ради нашего спасения сошедшего с небес, и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы, и ставшего Человеком; распятого за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребенного, воскресшего в третий день по Писаниям, восшедшего на небеса и сидящего одесную Отца. Вновь грядущего со славою судить живых и мертвых, и Царству Его не будет конца. И в Духа Святого, Господа Животворящего, от Отца и Сына* 2 исходящего; Которому вместе с Отцом и Сыном подо- бает поклонение и слава; Который вещал через пророков. И во единую Святую Вселенскую* 3 и Апостольскую Церковь. Исповедую единое Крещение во отпущение грехов. Ожидаю воскресения мертвых, и жизни будущего века. Аминь. |
к содержанию | ||
1 DV 2. 2 DV 5. 3 Ср. Рим 1, 5; 16, 26. 4 Ср. Быт 12, 1–4. 5 Ср. Быт 23, 4. 6 Ср. Евр 11, 17. 7 Ср. Быт 15, 6. 8 Ср. Быт 15, 5. 9 Ср. Быт 18, 14. 10 Ср. Лк 1, 48. 11 Ср. Лк 2, 35. 12 8. Ср. Иер 17, 5–6; Пс 40, 5; 146, 3–4. 13 Ср. Мк 9, 7. 14 Ср. Мф 11, 27. 44 15 Ср. Гал 1, 15; Мф 11, 25. 16 DV 5. 17 I Ват. Соб.: DS 3008. 18 STh 2–2, 2, 9; ср. I Ват. Соб.: DS 3008. 19 Там же, DS 3009. 20 4. Ср. Мк 16, 20; Евр 2, 4. 21 5. I Ват. Соб.: DS 3008–3010. 22 STh 2–2, 171, 5, 3. 23 Ньюман, Апология своей жизни. 24 Св. Ансельм Кентерберийский, Прослогион. 25 DV 5. 26 Проповеди 43, 7, 9. 27 I Ват. Соб.: DS 3017. 28 GS 36, § 2. 29 «Dignitatis humanae»: Декларация II Ват. Соб. о религиозной свободе (далее — DH) 10; ср. Кодекс канонического права (Codex Iuris Canonici: далее — CIC) кан. 748, § 2. 30 DH 11. 31 DH 11. 32 Ср. Мк 16, 16; Ин 3, 36; 6, 40 и др. 33 I Ват. Соб.: DS 3012; ср. Трид. Соб.: DS 1532. 34 Ср. Мк 9, 24; Лк 17, 5; 22, 32. 35 Ср. Иак 2, 14–26. 36 Ср. Рим 15, 13. 37 Св. Василий Кесарийский, Книга о Духе Святом 15, 36; ср. STh 2–2, 4, 1. 38 LG 58. 39 Иоанн Павел II, «Redemptoris Mater» («Матерь Искупителя») 18. 40 Апостольский Символ веры. 41 Никео-Константинопольский Символ веры в греч. оригинале. 42 Чин Крещения взрослых. 43 Фавст Риезский, О Духе Святом. 1, 2. 44 STh 2–2, 1, 2, ad 2. 45 Ср. Еф 4, 4–6. 46 Против ересей, 1, 10, 1–2. 47 Там же. 48 Там ж, 3, 24, 1. 49 Св. Киприан, О единстве кафолической Церкви. 50 «Sollemnis professio fidei»: Символ веры Народа Божия: Торжественное исповедание веры (далее — SPF) 20. 51 Св. Фома Аквинский, Компендиум теологии 1, 2. * 1 Прим. пер.: Церковнославянский текст Никео-Константинопольского Символа веры, принятый в восточной традиции, см. в Приложении I; о дополнениях к первоначальному тексту Никео-Константинопольского Символа см. №№ 245–247. * 2 Прим. пер.: См. № 246 и д. * 3 Прим. пер.: В славянском тексте утвердилось выражение «Соборная Церковь». |