Часть Вторая
Совершение христианской тайны
Фреска из катакомб св.Петра и св.Маркеллина, нач. IV в.
Сцена беседы Иисуса с женщиной, страдавшей кровотечением. Эта женщина, мучившаяся на протяжении многих лет, исцелилась, прикоснувшись к одежде Иисуса, «силой, которая вышла из Него» (ср.Мк 5, 25–34).
Теперь таинства Церкви продолжают те дела, которые Христос совершил во время Своей земной жизни (ср. №1115). Таинства — как те «силы, которые исходят» из Тела Христа, чтобы исцелять нас от ран греха и давать нам новую жизнь Христову (ср. № 1116).
Итак, этот образ символизирует божественную и спасительную силу Сына Божия, Который спасает человека всецело — с его душою и телом — сакраментальной (таинственной) жизнью.
В Символе веры Церковь исповедует тайну Пресвятой Троицы и ее «Благоволение» (Еф 1, 9) ко всему сотворенному: Отец осуществляет «тайну Своей воли», отдавая Сына Своего Возлюбленного и Свой Дух Святой ради спасения мира и славы имени Своего. Такова тайна Христа1, явленная и воплощенная в истории согласно плану, премудро задуманному «распоряжению», которое св. Павел называет «домостроительством [οίκονομία] тайны» (Еф 3, 9) и которое святоотеческая традиция будет называть «домостроительством Слова воплощенного» или «домостроительством спасения». |
1066 |
«Это дело искупления людей и совершенного прославления Бога, которому предшествовали великие и дивные дела Божий в народе Ветхого Завета, было совершено Христом Господом, в Пасхальной тайне Его святых страстей, Его воскресения из мертвых и славного вознесения; в Пасхальной тайне, через которую Он „смертью упразднил нашу смерть и Воскресением даровал жизнь”. Ибо из прободенного ребра Христа, умершего на кресте, излилось дивное таинство всей Церкви»2. Поэтому в литургии Церковь прославляет в особенности Пасхальную тайну, посредством которой Христос совершил дело нашего спасения. |
1067 |
Эту тайну Христа Церковь возвещает и прославляет в литургии, чтобы верующие жили ею и свидетельствовали о ней миру. И действительно, литургия, в которой — в особенности в Божественной Жертве Евхаристии — «совершается дело нашего искупления», в величайшей мере способствует тому, чтобы верующие своею жизнью выражали и открывали другим тайну Христа и подлинную природу истинной Церкви3 |
|
Слово «литургия» первоначально означало «общественное дело», «службу народом или в пользу народа». В христианской традиции это слово означает, что Народ Божий принимает участие в «деле Божием»4. В литургии Христос, наш Спаситель и Первосвященник, продолжает в Своей Церкви, с нею и ею, дело нашего спасения: |
|
Слово «литургия» в Новом Завете обозначает не только совершение богослужения5, но и благовествование Евангелия6 и любовь в действии7. Во всех случаях это означает служение Богу и людям. В литургии Церковь — служанка, по образу Господа Своего, единственного «Литурга»8,участвуя в Его священстве(культ), имеющем пророческий (благовествование) и царственный (служение любви) характер: Литургия справедливо считается исполнением священнического служения Иисуса Христа; в ней через видимые знаки, свойственным им образом, знаменуется и совершается освящение каждого человека; литургия совершается Мистическим Телом Христа, то есть Главою и Его членами; следовательно, всякое литургическое служение, как дело Христа Первосвященника и Тела Его, каковым является Церковь, есть совершенное священнодействие по преимуществу, действенность которого не может сравниться ни с одним другим церковным действием ни по мере, ни по степени9. |
1066 |
Деяние Христа, литургия есть также дело Церкви Его. Литургия осуществляет и являет Церковь как видимый знак общения Бога и Людей через Христа. Она вводит верующих в Новую Жизнь общины. Она предполагает «сознательное, действенное и плодотворное»10 участие всех. |
1071 |
«Литургией не исчерпываются вся деятельность Церкви»11. Литургия должна предваряться евангелизацией, верой и обращением; тогда она сможет принести свои плоды в жизни верующих: Жизнь Новую по Духу, участие в миссии Церкви и служение ее Единству. |
1072 |
Литургия есть также участие в молитве Христа, обращенной к Отцу в Духе Святом. Вся христианская молитва находит в ней свой источник и свое завершение. В литургии внутренний человек обретает свои корни и фундамент12 в «великой любви, которою возлюбил нас» (Еф 2, 4) Отец в Сыне Своем Возлюбленном. Это то же самое «чудо Божие», которое содержится и углубляется во всякой молитве «во всякое время Духом»(Еф 6, 18). |
1073 |
«Литургия — это вершина, к которой направлено делание Церкви, и одновременно источник, из которого проистекает вся ее сила»13. Литургия является особо благоприятным местом для катехизации Народа Божиего. Катехизация сущностно связана со всем литургическим и сакраментальным служением, ибо в таинствах — в особенности в Евхаристии — Иисус Христос действует во всей полноте для того, чтобы преобразить людей»14. |
|
Идя от видимого к невидимому, от знака к сути, от «таинств» к «тайнам», литургическая катехизация стремится ввести в тайну Христа (она есть мистагогия» [mustagwg…a], то есть введение в таинство»). Такая катехизация находится в компетенции местных и региональных катехизисов. Настоящий Катехизис, цель которого служить всей Церкви, во всем разнообразии ее обрядов и культур15, представит основное и общее для всей Церкви в том, что касается литургии как тайны и как священнодействия (первый раздел), а затем — семь таинств и священнодейственные обряды (сакраменталии) (второй раздел). |
Первый раздел
Домостроительство таинств
В день Пятидесятницы через
излияние Духа Святого Церковь открылась миру16. Дар Духу
начинает в «даяниях тайны», время Церкви, в
течение которого Христос являет, представляет и
сообщает Свое дело спасения в литургии Своей
Церкви, «доколе Он придет»(1 Кор 11, 26).В это время
Церкви Христос живет и действует в Своей Церкви и
с нею новым образом, соответственно этому новому
времени. Он действует через таинства; и именно
это общее для Востока и Запада Предание называет
такое действие «домостроительством таинств»;
оно состоит в сообщении (или раздаянии) плодов
Пасхальной тайны Христа в совершении
сакраментальной (таинственной) литургии Церкви. |
1076 |
ГЛАВА ПЕРВАЯ
Пасхальная тайна во время Церкви
Статья первая
Литургия - дело Святой Троицы
«Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах, так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в Любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей, в похвалу славы благодати Своей, которою Он благодатствовал нас в Возлюбленном» (Еф 1, 3–6). |
1077 |
Благословение есть божественное деяние, дающее жизнь, источником которого является Отец. Его благословение — одновременно и слово, и дар (по-латыни bene-dictio, по гречески εύ - λογία). В приложении к человеку это выражение означает поклонение и вручение себя Создателю в благодарении. |
1078 |
От начала до завершения времен, всякое деяние Бога есть благословение. От литургической поэмы первого творения до песнопений небесного Иерусалима боговдохновенные авторы провозглашают Замысел спасения как великое Божие благословение. |
|
С самого начала Бог благословляет живые существа, в особенности мужчину и женщину. Завет с Ноем и всеми живыми существами возобновляет это благословение, дарующее плодородие, несмотря на человеческий грех, из-за которого земля «проклята». Но только начиная с Авраама, благословение Божие проникает в историю людей, шедшую к гибели, дабы вернуть ее к жизни, к источнику ее: с веры «отца верующих», принимающего благословение, начинается история спасения. |
|
Божественные благословения проявляются в удивительных и спасительных событиях: рождение Исаака, исход из Египта (Пасха и Исход), дар Земли обетованной, избрание Давида, Присутствие Бога во храме, очистительное изгнание и возвращение «небольшого остатка». Закон, Пророки и Псалмы, ткущие литургию Избранного Народа, одновременно и напоминают об этих божественных благословениях и отвечают на них в свою очередь благословениями хвалы и благодарением. |
|
В церковной литургии божественное благословение полностью раскрывается и сообщается: Отец признан как Источник и Цель всех благословений творения и спасения; и как таковому Ему поклоняются; в Его Слове, воплотившемся, умершем и воскресшем ради нас, Он преисполняет нас Своими благословениями и через Слово воплощенное изливает в сердца наши Дар, в котором содержатся все дары Духа Святого. |
|
Теперь для нас становится понятным двойное измерение христианской литургии как ответа веры и любви на «духовные благословения», которыми награждает нас Отец. С одной стороны, Церковь, в единстве с Господом своим и «возрадовавшись Духом» (Лк 10, 21), благословляет Отца «за неизреченный дар Его» (2 Кор 9, 15) поклонением, хвалой и благодарением. С другой стороны, вплоть до совершения замысла Божия, Церковь не перестает приносить Отцу свои собственные дары и молить Его ниспослать Дух Святой на эти дары, на нее саму, на верующих и на весь мир, чтобы причастием к смерти и воскресению Христа-Священника и силою Духа Святого эти божественные благословения принесли плоды жизни «в похвалу славы благодати» Его (Еф 1, 6). |
|
«Восседая одесную Отца» и изливая Духа Святого в Свое Тело, Которое есть Церковь, Христос действует отныне в таинствах, установленных Им для дарования Своей благодати. Таинства являются видимыми знаками (словами и действиями), доступными нашему современному человечеству. Они действенно реализуют благодать, которую знаменуют, благодаря действию Христа и силою Духа Святого. |
|
В церковной литургии Христос открывает и осуществляет, главным образом, Тайну Своей Пасхи. В Своей земной жизни Иисус возвещал Своим учением и предварял своими деяниями Свою Пасхальную тайну. Когда пришел Час Его17, Он переживает единственное историческое событие, которое не проходит: Иисус умирает, погребен, воскресает из мертвых и сидит одесную Отца «навеки» (Рим 6, 10; Ев 7, 27; 9, 12). Это реальное событие, происшедшее в нашей истории, но оно — единственное: все другие исторические события случаются однажды - и проходят, поглощенные прошлым. Пасхальная тайна Христа, напротив, не может остаться только в прошлом, ибо Смертью Своею Он уничтожил смерть, и все, что Он есть, и все, что Он сделал и выстрадал ради всех людей, участвует в божественной вечности и покрывает собою все времена и эпохи, в них присутствуя. Событие Распятия и Воскресения остается и привлекает к Жизни |
|
«Так же, как Христос был послан Отцом, так и Сам Он послал Своих Апостолов, исполненных Духа Святого, не только для того, чтобы, проповедуя Евангелие всей твари, они возвещали, что Сын Божий Своей смертью и Воскресением освободил нас от власти сатаны и от смерти и переместил нас в Царство Отца Своего, но также для того, чтобы они через Жертвоприношение и таинства, вокруг которых вращается вся литургическая жизнь, осуществляли ими возвещаемое дело спасения»18. |
1086 |
Так, Воскресший Христос, дав Духа Святого Апостолам, вверил им Свою власть освящения19, что сделало их священными знамениями Христа. Силою Того же Духа Святого они вручают эту власть своим преемникам. Это «апостольское преемство» создает структуру всей литургической жизни Церкви; оно есть таинство и передается через таинство священства. |
|
«Для совершения столь великого дела» — раздаяния или сообщения Своего дела спасения — «Христос всегда присутствует, со Своей Церковью, в особенности в литургических действиях. Он присутствует в Жертвоприношении святой Мессы как в лице священника. „Он, принесший однажды Себя в жертву на кресте, теперь приносит Самого Себя в Жертву через служение священников” и в высочайшей степени в Святых Дарах Евхаристии. Он присутствует Своею силою в таинствах, — таким образом, что если кто-то совершает крещение, то крестит Сам Христос. Он присутствует в Своем слове, ибо Он Сам говорит, когда в Церкви читается Священное Писание. И, наконец, Он присутствует, когда Церковь молится и поет псалмы, — ибо Он обещал: „Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них”(Мф 18, 20)»20. |
|
«В таком великом деле, которым Бог в совершенстве прославляется, а люди освящаются, Христос всегда делает Своей соучастницей Церковь, Свою возлюбленную Невесту, которая взывает к Нему как к Господу своему, и через Него воздает поклонение Предвечному Отцу»21 |
1089 |
«Участвуя в земной литургии, мы предвкушаем литургию небесную, совершаемую в святом граде Иерусалиме, к которому мы стремимся как странники и где Христос сидит одесную Бога как служитель святыне и истинной скинии; со всем небесным воинством мы поем Господу песнь славы; почитая память святых, мы надеемся войти в общение с ними; ожидаем как Спасителя нашего Господа Иисуса Христа, доколе Сам Он — жизнь наша — не явится нам, и тогда мы будем явлены с Ним во Славе»22 |
|
Святой Дух в литургии есть Учитель веры Народа Божия, Художник «дивных дел Божиих», каковыми являются таинства Нового Завета. Желание и дело Духа в сердце Церкви состоит в том, чтобы мы жили жизнью воскресшего Христа. Когда Он встречает в нас ответ, даваемый верою, Им вызванной, тогда возникает настоящее сотрудничество. В этом сотрудничестве литургия становится общим деянием Святого Духа и Церкви |
1091 |
В сакраментальном раз даянии тайны Христа Дух Святой действует так же, как и в другие времена домостроительства спасения: Он готовит Церковь к встрече с Господом ее; Он напоминает о Христе и являет Его собранию верующих; Он Своей преобразующей силой делает тайну Христа всегда присутствующей и всегда актуальной. Наконец, Дух общения объединяет Церковь с жизнью и миссией Христа |
1092 |
В домостроительстве таинств Дух
Святой осуществляет прообразы Ветхого Завета.
Поскольку Церковь Христова была «превосходно
подготовлена в истории народа Израиля и в Ветхом
Завете»23,
церковная литургия сохраняет своей неотъемлемой
и незаменимой частью, принимая как свои
собственные, культовые элементы Ветхого Завета: |
|
На этой гармонии двух Заветов24 строится Пасхальное учение Господа25, а затем и Апостолов и Отцов Церкви. Это учение раскрывает то, что было скрыто за буквой Ветхого Завета: тайну Христа. Оно называется «типологическим», потому что раскрывает новизну Христа в образах (τύποι), возвещавших Его в делах, словах, и символах первого завета. Этим новым прочтением в Духе Истины, начиная от Христа, образы раскрываются26. Так, потоп и Ноев ковчег были прообразом спасения Крещением27, равно как и Облако, и переход через Красное море; источник в скале был образом духовных даров Христа28; манна в пустыне предвосхищала Евхаристию, «истинный хлеб с небес» (Ин 6, 32). |
|
Поэтому Церковь, в особенности в период Адвента, Великого поста, а главное — в Пасхальную ночь, вновь прочитывает и переживает все эти великие события истории спасения в «сегодняшнем дне» своей литургии. Но это требует также, чтобы катехизация помогала верующим открыть свое сердце «духовному» пониманию домостроительства спасения, такого, каким литургия Церкви являет его нам и дает возможность его прожить. |
|
Литургия иудейская и литургия христианская. Более глубокое знание веры и религиозной жизни еврейского народа, как они исповедуются и протекают еще и в наши дни, может помочь лучшему пониманию некоторых аспектов христианской литургии. И для иудеев, и для христиан Священное Писание составляет основную часть литургии: для провозглашения Слова Божия, ответа на это Слово, хвалебной и просительной молитвы о живых и мертвых, обращения к милосердию Божию. Литургия Слова по самой своей структуре происходит от иудейской молитвы. Часы и другие литургические тексты и формулы имеют там свои параллели, как и сами тексты наших самых почитаемых молитв, в том числе и Отче наш. Евхаристические молитвы также вдохновлены примерами из иудейской традиции. Связь между иудейской и христианской литургией — но также и различие в их содержании — особенно заметны в больших праздничных богослужениях литургического года, таких, как Пасха. И христиане, и иудеи празднуют Пасху: Пасху историческую, устремленную в будущее, — у иудеев; Пасху, совершившуюся в смерти и Воскресении Христа, — у христиан, хотя все еще в ожидании окончательного свершения |
|
В литургии Нового Завета любое литургическое действо, в особенности совершение Евхаристии и таинств, есть встреча Христа с Церковью. Литургическое собрание ведет свое единство от «причастия Духа Святого», которое собирает детей Божиих в единое Тело Христово. Оно выше человеческой, расовой, культурной и социальной близости. |
|
Литургическое собрание должно приготовиться встретить Господа своего, быть расположенным к этой встрече. Это приготовление сердец есть общее дело Духа Святого и собрания, в особенности священнослужителей. Благодать Духа Святого стремится пробудить веру, обращение души и принятие воли Отца. Это расположение сердца — предпосылка для приятия благодати, даруемой в самом богослужении и плодов новой Жизни, которые она предназначена далее давать. |
1098 |
Дух Святой и Церковь взаимодействуют, чтобы в литургии явить Христа и Его дело спасения. Главным образом в Евхаристии, а также и в других таинствах литургия есть Воспоминание тайны спасения. Дух Святой есть живая память Церкви29. |
1099 |
Слово Божие. Дух Святой напоминает сначала литургическому собранию смысл спасения как события, давая жизнь слову Божию, возвещаемому, чтобы быть услышанным и воплощенным в жизни: |
1100 |
В совершении литургии Священное Писание имеет чрезвычайно важное значение. Это из него взяты тексты, которые читаются и затем объясняются в проповеди, как и псалмы, которые поются; а также по его вдохновению и побуждению возникали молитвы, прошения и литургические песнопения, и от него получают свое значение богослужебные действия и символы30 |
|
Именно Святой Дух дает читающим и слушающим, по расположению их души, духовное разумение Слова Божия. Сквозь слова, действия и символы, составляющие ткань богослужения, Он вводит верных и священнослужителей в живое общение с Христом, Словом и Образом Отца, чтобы они могли наполнить свою жизнь смыслом того, что слышат, делают и созерцают в богослужении |
1101 |
«Слово спасения питает веру в душах верующих; это оно дает начало и возрастание общению христиан»31. Возвещение Слова Божия не ограничивается учением: оно призывает к ответу верой, как к согласию и обязательству по отношению к Завету между Богом и Его народом. И снова Дух Святой дарует благодать веры, укрепляет ее и развивает в общине. Литургическое собрание есть прежде всего общение в вере |
1102 |
Анамнесис [’Аναμνησις]. Литургия всегда соотносится со спасительным вмешательством Бога в историю. «Домостроительство Откровения совершается действиями и словами, тесно связанными между собой (...). Слова возвещают дела и раскрывают содержащуюся в них тайну»32. В литургии Слова Дух Святой «напоминает» собранию все, что Христос сделал для нас. В зависимости от природы литургических действ и обрядовых традиций Церквей, богослужение в более или менее развернутом Анамнесисе «совершает память» чудес Божиих. Дух Святой, который таким образом пробуждает память Церкви, вызывает тогда благодарение и хвалу (Славословие [Δοξολογία]). |
1103 |
Христианская литургия не только напоминает о спасительных для нас событиях, она их делает присутствующими в сегодняшнем дне. Пасхальная тайна Христа совершается, а не повторяется; повторяются богослужения, и в каждом из них происходит излияние Духа Святого, делающее единую тайну присутствующей и переживаемой в тот момент. |
1104 |
Эпиклесис [’Επίκλησις](«призывание на») есть прошение, в котором священник молит Отца ниспослать Освящающего Духа для того, чтобы приношение стало Телом и Кровью Христа и чтобы, принимая их, верующие сами стали живым приношением Богу. |
1105 |
Вместе с Анамнесисом, Эпиклесис находится в самом сердце каждого совершения таинств и в особенности — Евхаристии: |
|
Ты спрашиваешь, как хлеб становится Телом Христа, а вино (...) — Кровью Христа. Говорю тебе: Святой Дух врывается и свершает то, что превосходит любое слово и любую мысль. (...) Довольствуйся знанием, что это происходит Духом Святым, так же, как от Пресвятой Девы Духом Святым Господь — Самим Собой и в Себе Самом — восприял плоть33. |
|
Преобразующая сила Духа Святого в литургии ускоряет пришествие Царства Божия и завершение тайны спасения. Нам, пребывающим в ожидании и уповании, Святой Дух реально дает предвосхитить полноту единства Святой Троицы. Посланный Отцом, внявшим Эпиклесису Церкви, Святой Дух дает жизнь тем, кто принимает Его, и уже теперь есть для них «залог их наследия»34. |
1107 |
Цель миссии Святого Духа во всяком литургическом действии есть единение со Христом, чтобы образовать Его Тело. Дух Святой — как сок Лозы Божией, ветви которой приносят плоды35. В литургии осуществляется наиболее тесное взаимодействие Святого Духа и Церкви. Он, Дух общения, непреложно пребывает в Церкви, и поэтому Церковь — великое таинство Божественного общения, собирающее воедино рассеянных по лицу земли детей Божиих. Плод Духа в литургии есть общение со Святой Троицей и нераздельное и братское общение36. |
|
Эпиклесис — это также молитва о том, чтобы причастие собрания к тайне Христа совершилось во всей полноте. «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святого Духа» (2 Кор 13, 13) должны оставаться с нами всегда и приносить плоды за пределами евхаристического богослужения. Церковь молит Отца послать Духа Святого, чтобы он сделал жизнь верующих живым приношением Богу через духовное преображение по образу Христа, через заботу о единстве Церкви и участие в ее миссии свидетельством и служением любви. |
1109 |
Коротко |
|
В церковной литургии Бог Отец благословяется и восхваляется как источник всех благословений Творения и Спасения, которыми Он благословил нас в Сыне Своем, чтобы дать нам Духа усыновления. |
|
Действие Христа в литургии есть таинство, ибо Его тайна спасения силой Его Святого Духа присутствует в ней; ибо Его Тело, которое есть Церковь, есть таинство (знамение и орудие), в котором Дух Святой дарует тайну спасения; ибо своими литургическими священнодействами Церковь-паломница уже участвует — предвкушением — в литургии небесной. |
|
Миссия Духа Святого в церковной литургии состоит в приготовлении литургического собрания ко встрече с Христом; в напоминании Христа и открытии Его вере собрания; в том, чтобы Своей преобразующей силой сделать спасительное дело Христа присутствующим сегодня и живым; в даровании плодоносия общению в Церкви. |
«Пасхальная тайна в таинствах Церкви»
Вся литургическая жизнь Церкви вращается вокруг евхаристической Жертвы и других таинств37. В Церкви существует емь таинств: Крещение, Миропомазание (Конфирмация), Евхаристия, Покаяние, Елеопомазание больных (Елеосвящение, оборование), Священство, Брак38. В этой статье речь пойдет о том, что является общим для семи церковных таинств с точки зрения вероучения. Общее для них с точки зрения богослужебной будет изложено в главе II, а о том, что присуще каждому из них, речь пойдет во втором разделе. |
1113 |
«Верные учению Священного Писания, апостольскому Преданию и единодушному мнению Отцов Церкви», мы исповедуем, что «таинства Нового Закона все были установлены Господом нашим Иисусом Христом»39. |
|
Слова и действия Иисуса в течение Его скрытой от мира жизни и общественного служения уже были спасительными. Они предваряли силу Его Пасхальной тайны. Они возвещали и подготавливали то, что Он дарует Церкви потом, когда все будет исполнено. Тайны жизни Христа — это основы того, что теперь Христос раздает в таинствах через служителей Своей Церкви, ибо «то, что было видимо в нашем Спасителе, перешло в Его тайны»40. |
|
Будучи «Силами, исходящими» от Тела Христова41, всегда живого и животворящего, и действиями Духа Святого в Его Теле, которое есть Церковь, — таинства суть «дивные дела Божий» в новом и вечном завете. |
|
С помощью Духа, наставляющего «на всякую истину» (Ин 16, 13), Церковь как верная хранительница тайн Божиих малого помалу познавала сокровище, полученное от Христа и определяла способ его «раздаяния», как сделала она это в отношении канона Священного Писания и вероучения42. Так, Церковь со временем признала, что среди ее литургических обрядов есть семь, которые, в подлинном смысле этого слова, являются таинствами, установленными Господом. |
1117 |
Эти таинства являются «таинствами Церкви» в двойном смысле: они — таинства «через Церковь» и «для Церкви». Они существуют «через Церковь», потому что она сама есть таинство действия Христа, совершающегося в ней благодаря миссии Духа Святого. Они существуют «для Церкви», будучи «таинствами, составляющими Церковь»43, поскольку они являют и сообщают людям — особенно в Евхаристии — тайну общения Бога, Который есть Любовь, Единого в Трех Лицах. |
1118 |
Составляя со Христом-Главой «как бы одно мистическое лицо»44, Церковь действует в таинствах как «священническая община» с «органической структурой»45: через крещение и миропомазание священнический народ становится способным совершать литургию; кроме того, некоторые верующие, «удостоенные таинства священства, поставлены именем Христа пасти Церковь словом и благодатью Божией»46 |
1119 |
Рукоположенное, или служебное, священство47, является служением священству крещёных. Оно гарантирует, что воистину Христос действует в таинствах для Церкви силою Святого Духа. Миссия спасения, вверенная Отцом воплотившемуся Сыну, затем вверена апостолам, а ими — их преемникам: они принимают Духа от Иисуса, чтобы действовать Его именем и в Его лице (in persona Christ!)48. Таким образом, священник является таинственной связью, которая соединяет с тем, что говорили и делали апостолы, а через них — с тем, что говорил и делал Христос, источник и основа таинств. |
1120 |
Три таинства — крещения, миропомазания и священства — даруют человеку, кроме благодати, печать (именуемую также «характером») таинства, посредством которой христианин участвует в священстве Христа и становится частью Церкви, соответственно своему положению и исполняемым им функциям. Это сообразование Христу и Церкви, творимое Святым Духом, неизгладимо49, оно остается в христианине навсегда как предрасположение к благодати, как обещание и гарантия Божественной защиты и как призвание к поклонению Богу и служению Церкви. Таким образом, эти таинства никак не могут быть совершены повторно. |
|
Христос послал Своих Апостолов, чтобы «проповедовану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах» (Лк 24, 47). «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф 28, 19). Миссия крестить носит, стало быть, характер таинства и принадлежит к миссии евангелизации, потому что таинство подготовлено словом Божиим и верой, а вера есть согласие с этим словом: |
|
Народ Божий собран прежде всего словом Бога Живого. (...) Провозглашение Слова необходимо для совершения таинств, поскольку речь идет о таинствах веры, которая рождается и питается словом50. |
|
«Цель таинств — освящать людей, возводить Тело Христово и, наконец, поклоняться Господу; но как знамения они также имеют назидательное назначение. Они не только предполагают веру, но словами и действиями питают, укрепляют, выражают; поэтому их называют таинствами веры»51. |
1123 |
Вера Церкви предшествует вере христианина, которому предлагается приобщиться к ней. Когда Церковь совершает таинства, она исповедует веру, воспринятую от апостолов. Отсюда древняя поговорка: «Закон молитвы есть закон веры» (Lex orandi, lex credendi) или «Закон веры устанавливается законом моления» (Legem credendi lex statuat supplicandi, по Просперу Аквитанскому [V в.])52. Закон молитвы есть закон веры: Церковь верует так, как она молится. Литургия есть составной элемент святого и живого Предания53. |
|
Поэтому никакой обряд совершения таинств не может быть изменен или переделан по воле священника или общины. Даже высшая власть Церкви не может изменить литургию по своей воле, но только подчиняясь вере и с религиозным благоговением перед тайной литургии. |
1125 |
Кроме того, поскольку таинства выражают и развивают общение веры в Церкви, закон молитвы есть один из основных критериев диалога, стремящегося восстановить единство христиан54. |
1126 |
Достойно совершаемые в вере, таинства даруют благодать, которую знаменуют55. Они действенны, потому что в них действует Сам Христос: это Он крестит, это Он действует в Своих таинствах, чтобы сообщить благодать, знаменуемую таинством. Отец всегда внимает молитве Церкви Сына Своего, которая в эпиклесисе каждого таинства выражает веру в могущество Духа. Как огонь превращает в себя все, к чему прикасается, так и Дух Святой преобразует в Жизнь Божественную то, что подчинено Его могуществу. |
|
Таков смысл утверждения Церкви56, что таинства действуют самим фактом своего совершения (ех орете operate), то есть в силу спасительного дела Христа, совершенного раз и навсегда. Отсюда следует, что «таинство осуществляется не в силу праведности человека, который его преподает или принимает, но по всемогуществу Божию»57. Когда таинство совершается согласно намерениям Церкви, могущество Христа и Его Духа действует в нем и им, независимо от личной святости священнослужителя. Однако плоды таинств зависят также от предрасположения того, кто принимает их. |
1128 |
Церковь утверждает, что таинства Нового Завета необходимы для спасения верующих58. «Благодать таинства» есть благодать Святого Духа, дарованная Христом и присущая каждому таинству. Дух врачует и преображает тех, кто принимает Его, делая их подобными Сыну Божию. Плод жизни таинств в том, что Дух усыновления обоживает59 верующих, жизненно соединяя их с Единственным Сыном Божиим, Спасителем нашего Иисуса Христа» (Тит 2, 13). «И Дух и невеста говорят: прииди! (...) Ей, гряди. Господе Иисусе!» (Откр 22, 17. 20). |
|
Церковь совершает тайну Христа «доколе Он придет» и «будет Бог все во всем» (1 Кор 11, 26; 15, 28). Уже с апостольских времен литургия устремлена к своему концу через стон Духа в Церкви: «Марана-фа!» (1 Кор 16, 22). Так литургия участвует в желании Христа: «Очень желал Я есть с вами сию Пасху (...), пока она не совершится в Царствии Божием» (Лк 22, 15–16). В таинствах Христа Церковь уже получает задаток своего наследства, она уже участвует в жизни вечной, «ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» (Тит 2, 13). «И Дух и невеста говорят: прииди! (...) Ей, гряди. Господе Иисусе!» (Откр 22, 17. 20). Св. Фома Аквинский так резюмирует разные измерения знамения таинств: |
1130 2817 950 |
Св. Фома Аквинский так резюмирует разные измерения знамения таинств: «Таинство есть знак, напоминающий о том, что предшествовало, то есть — Страсти Христовы; оно делает явным то, что совершается в нас Страстями Христа, то есть — благодать; оно прогнозирует — я хочу сказать, заранее предвещает — грядущую Славу»60. |
|
Коротко |
|
Таинства есть действенные знамения благодати, установленные Христом и вверенные Церкви, через которые нам дается божественная жизнь. Видимые обряды, посредством которых совершается таинство, означают и осуществляют благодать, присущую каждому таинству. Они приносят плоды тем, кто их получает с долженствующим предрасположением. |
|
Церковь совершает таинства как священническая община, чья структура зиждется на общем священстве верных и на служении рукоположенного священства (служебного священства). |
|
Дух Святой подгототавливает к таинствам словом Божиим и верой, воспринимающей слово в благорасположенных сердцах. И тогда таинства укрепляют и выражают веру. |
|
Плод сакраментальной жизни — одновременно личный и церковный. С одной стороны, этот плод для каждого верующего — жизнь для Бога во Иисусе Христе; с другой стороны, для Церкви этот плод — возрастание в любви и в свидетельской ее миссии. |
к содержанию | |||
1 Ср. Еф 3, 4. 2 SC 5. 3 SC 2 4 Ср. Ин 17, 4 5 Ср. Деян 13, 2; Лк 1, 23. 6 Ср. Рим 15, 16; Флп 2, 14–17 и Флп 2, 30. 7 Ср. Рим 15, 27; 2 Кор 9, 12; Флп 2, 12. 8 Ср. Евр 8, 2. 6. 9 SC 7. 10 SC 11. 11 SC 9. 12 Ср. Еф 3, 16–17. 13 SC 10. 14 СТ 23. 15 Ср. SC 3–4. 16 Ср. SC 6; LG 2. 17 Ср. Ин 13, 1; 17, 1. 18 SC 6. 19 Ср. Ин 20, 21–22. 20 SC 7. 21 SC 7. 22 SC 8; ср. LG 50. 23 LG 2. 24 Ср. DV 14–16. 25 Ср. Лк 24, 13–49. 26 Ср. 2 Кор 3, 14–16. 27 Ср. 1 Петр 3, 21. 28 Ср. 1 Kop 10, 1,6. 29 См. Ин 14, 26. 30 SC 24. 31 РО 4. 32 DV 2. 33 Св. Иоанн Дамаскин, Точное изложение православной веры 4, 13. 34 Ср. Еф 1, 14; 2 Кор 1, 22. 35 Ср. Ин 15, 1–17; Гал 5, 22. 36 Ср. 1 Ин 1, 3–7. 37 Ср. SC 6. 38 Ср. DS 860; 1310; 1601. 39 DS1600–1601. 40 Св. Лев Великий, Проповеди 74, 2. 41 Ср. Лк 5, 17; 6, 19; 8, 46. 42 Ср. Мф 13, 52; 1 Кор 4, 1. 43 Св. Августин, О граде Божием 22, 17; ср. STh 3, 64, 2, ad3. 44 Пий XII, Энц. «Mystici Corporis». 45 LG 11. 46 LG 11. 47 LG 10. 48 Ср. Ин 20, 21–23; Лк 24, 47; Мф 28, 18–20. 49 Трид.Соб.: DS 1609. 50 Р04. 51 SC 59. 52 Послания 217. 53 Cp. DV 8. 54 Cp. UR 2 и 15. 55 Ср. Трид. Соб.: DS 1605 и 1606. 56 Ср. Трид. Соб.: DS 1608. 57 STh 3, 68, 8. 58 Ср. Трид. Соб.: DS 1604. 59 Ср. 2 Петр 1, 4. 60 STh 3, 60, 3. |