Крестный путь.Группа "Малый Ковчег"
18 Март 2018 17:00 | Жизнь общины
Крестный путь
«...Многие из тех, кто верит в Иисуса, зачастую живут в безотрадном сосотоянии: жена, оскорблённая мужем, больной в психиатрической больнице, одинокий человек, слишком хрупкий, чтобы жить с другими... Наши страдания представляют собой в некотором смысле крест Христа, знак страждущей Церкви».
Стояние 1. Суд — Как просто выносить приговоры. Поклоняемся Тебе Христе, и благословляем Тебя, ибо Ты Святым Крестом Своим искупил мир. «...Работая и живя рядом с людьми с различными формами психических болезней и умственной отсталости, я понял, что диагнозы и ярлыки не точно описывают людей. Эти диагнозы зачастую могут стать поводом для негативного отношения, ранящего и подавляющего. Меня интересовало то, как люди с подобным жизненным опытом быть осуждёнными смотрят на наш мир. И когда я внимательно слушал тех, кого мир называет «сумасшедшими» или «ограниченными», то они становились для меня и для каждого, кто хотел бы увидеть и услышать, — проводниками к иной истине посреди мира, стремящегося к обману... Тайна особенных людей в том, что они жаждут подлинных отношений больше, чем власти. Они не одержимы желанием обрести высокое положение в группе, обеспечивающей признание и продвижение. Они взывают о самом главном — о любви». Помилуй нас, Господи, помилуй нас.
Стояние 2.Иисус берёт крест — Любовь необходима. Поклоняемся Тебе Христе, и благословляем Тебя, ибо Ты Святым Крестом Своим искупил мир. «...Апостол Павел пишет о любви, что она «долготерпит.... всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит». Общаясь с отверженными людьми, я обнаружил в себе самом огромное нетерпение и даже насилие. За этим моим нетерпением и насилием стоит моё собственное страдание... Можно говорить...что мы — дети Бога, но между этими словами, даже если мы в них искренне верим, между мыслью, что мы возлюблены Богом и способны к прекрасным поступкам, и нашей повседневной жизнью лежит пропасть. На самом деле, большинство из нас живут на грани отчаяния или такой тоски, которая препятствует любому порыву и творчеству.
Мы храним в себе свой сломленный образ, разрушенный грехом, нашей моральной и духовной бедностью. Я учусь принимать мою собственную сломленность, и поступая так, я учусь «разоружать» насилие, которое есть внутри меня. Во многом мы все одинаковы; возможно, наши ограниченности отличаются от ограниченностей других людей, но у каждого из нас есть свои причины сломленности, свои ограниченности. Важно их принимать и вслед за этим возрастать к большей любви». Помилуй нас, Господи, помилуй нас.
Стояние 3. Первое падение Христа — Только бы не сбиться с пути. Поклоняемся Тебе Христе, и благословляем Тебя, ибо Ты Святым Крестом Своим искупил мир. «...Всегда будут люди, с которыми я не могу найти общего языка, которые воздвигают непреодолимую преграду движению моих сил, взгляды которых противоречат моим установкам и удушают порывы моей жизни и моей свободы. Кажется, что их присутствие таит для меня какую-то угрозу; оно вызывает во мне неприязнь или одну из форм некой отстранённости. В их присутствии я неспособен выражать себя и жить. Другие же порождают во мне чувство зависти и ревности: в своём лице они являет всё то, чем я хотел бы быть, а их присутсвие напоминает мне о том, что я не являюсь этим. Третьи же от меня слишком многого требуют. Я не могу ответить на их постоянные, полные чувств просьбы. Эти люди являются моими недругами, и даже если я не признаюсь себе в этом, я ненавижу их... В действительности же они дают мне понять мою слабость, незрелость, скудость моего внутреннего содержания. И может быть, это именно то, чего я не хочу замечать. Недостатки, которые я осуждаю в других, часто являются моими собственными недостатками, в лицо которым я не хочу смотреть». Помилуй нас, Господи, помилуй нас.
Стояние 4. Встреча с Матерью — Как хорошо, что есть кто-то, кто любит меня. Поклоняемся Тебе Христе, и благословляем Тебя, ибо Ты Святым Крестом Своим искупил мир. «Я знаю нужду в том, чтобы меня принимали, мной восхищались. Но что-то в глубине меня не знает, любит ли меня и заботится ли обо мне хоть кто-то как о личности, а не из-за моих достижений. В нас всех живёт глубокий страх нашей собственной слабости, потому что моя слабость делает возможным для кого-то сокрушить меня. Поэтому я создаю в себе механизмы защиты и навязчивого поведения, чтобы оградить себя. У нас всех есть защитные системы, выработанные для того, чтобы не позволить людям увидеть, кто мы на самом деле. Слабость — это важная часть нашей реальности. Мы родились слабыми. Мы нуждаемся в безусловной любви. Нам было необходимо, чтобы наши мамы нам говорили: «Ты прекраснее, чем я ожидала», – или: «Как хорошо, что ты есть, ты — единственный»... Помилуй нас, Господи, помилуй нас.
Стояние 5. Симон Киринеянин — Найти время для других… Поклоняемся Тебе Христе, и благословляем Тебя, ибо Ты Святым Крестом Своим искупил мир. «...Жизнь вместе, жизнь в общине скреплена чуткостью людей, проявляющейся в ежедневных обстоятельствах. Она скрепляется мленькими жестами, служением и жертвами, являющимися постоянными знаками «я люблю тебя» и «я счастлив быть с тобой». Нужно не мешать другому продвигаться вперёд, не пытаться во время споров доказать свою правоту; нужно брать на себя небольшие ноши, чтобы разгрузить от них ближнего. Любовь не является ни сентиментальным порывом, ни мимолётным импульсом чувтвенности. Любить — значит слушать другого, ставить себя на его место, понимать его, интересоваться им. Любить — значит отвечать на его зов, на его самые глубинные потребности... Для того, чтобы любить, нужно непрерыно умирать для собственных идей, для собственных обид, для собственного удобства. Жизнь в любви соткана из жертв». Помилуй нас, Господи, помилуй нас.
Стояние 6. Вероника — Иметь смелость заметить человека… Поклоняемся Тебе Христе, и благословляем Тебя, ибо Ты Святым Крестом Своим искупил мир. «...Чтобы помочь человеку выйти из этого мира тоски и дать ему возможность обрести надежду и радость жизни необходимо, чтобы кто-то протянул ему руку помощи. Человеку необходима эта рука, и не только она, но и лицо, взгляд, которые помогли бы ему обнаружить в себе красоту. Ему нужен кто-то, кто сказал бы: “Глубже всего, что причиняет тебе боль, глубже отчаяния и ненависти, в тебе есть нечто необычайно прекрасное”. Нужно, чтобы чьи-то глаза и руки говорили ему об этом и мало- помалу доказывали ему, что он сам, во всей своей глубине не отвратителен, что он — цельный и красивый и способен делать прекрасное. Об этом недостаточно сказать один раз, нужно снова и снова повторять и доказывать это, может быть, на протяжении многих лет. ...Мы должны с необычайным уважением относиться к пространству другого человека. Особенно это касается людей с ранимой психикой. Приближаясь к ним слишком близко и дотрагиваясь до них, мы рискуем сделать так, что они еще сильнее замкнутся в себе или начнут кричать, потому что кто-то пытается насильно вторгнуться в их сокровенное пространство. Нужно много смирения и необычайная деликатность, чтобы, предлагая помощь, давать надежду. Нужно, чтобы через твою руку, протянутую другому, передавалась весть: “Это правда, что сегодня ты болен, беден и обделен, но я верю, что ты способен делать прекрасные вещи”. Это не просто — по-настоящему предлагать помощь, не проще, чем её принимать». Помилуй нас, Господи, помилуй нас.
Стояние 7. Второе падение — Очередной кризис… Поклоняемся Тебе Христе, и благословляем Тебя, ибо Ты Святым Крестом Своим искупил мир. «...Часто говорят, что все в мире ищут любви — это так и не совсем так. Некоторые люди испытывают такой страх перед любовью, что создают барьеры вокруг себя, отгораживаются от мира, потому что любовь таит в себе опасность, она делает нас уязвимыми. Если нас любили, а потом бросили, мы погружаемся в мир тоски и внутренней боли, нам начинает казаться, что все вокруг смотрят на нас, нас начинает беспокоить, что другие думают о нас. Боль, которую всё это причиняет, становится настолько невыносимой, что, в конце концов, человек отворачивается от мира и говорит, что никто уже не будет любить его. Но это делает жизнь еще более невыносимой, потому что невозможно жить без любви. В сердцах некоторых людей может быть такая жажда любви и такой страх любить и быть любимыми, что они оказываются зажатыми в тисках этих противоречий — всепоглощающей жажды любви и непреодолимых страхов.... Несмотря на всё доверие, которое мы можем питать друг к другу, всегда находятся слова, которые ранят, подходы, которые возмущают, ситуации, в которых появляются обиды. Именно поэтому совместная жизнь включает в себя некий крест, постоянное усилие и признание того, что каждый день мы должны взаимно прощать друг друга». Помилуй нас, Господи, помилуй нас.
Стояние 8. Плачущие женщины — Уметь сочувствовать страдающему. Поклоняемся Тебе Христе, и благословляем Тебя, ибо Ты Святым Крестом Своим искупил мир. «...Некоторые люди в тот момент, когда им приходится брать на себя обязательства, смущаются и испытывают панический страх. Это происходит гораздо чаще, чем кажется. Протянуть руку человеку, нуждающемуся в помощи, и помогать ему — значит стать зависимыми друг от друга, а это может рождать страх. Иначе говоря, когда рождается взаимное доверие, это может быть опасным, потому что в таком случае ты должен сказать другому: “Я уже не могу тебя бросить, а ты не можешь бросить меня”. Когда мы соглашаемся за что-то отвечать, наступает критический момент, потому что мы всегда сомневаемся, сможем ли мы быть верными взятым на себя обязательствам. Можно и на самом деле испытывать страх перед ответственностью за другого человека: останемся ли мы верными, будем ли мы способны действительно сделать что-нибудь для него? И с другой стороны, можно сознавать свою собственную уязвимость и бояться, что другой не вынесет ответственности за тебя». Помилуй нас, Господи, помилуй нас.
Стояние 9. Третье падение — Всегда подниматься. Поклоняемся Тебе Христе, и благословляем Тебя, ибо Ты Святым Крестом Своим искупил мир. «...Современная цивилизация учит, что мужественность заключается в профессиональных успехах и достижениях и идет наперекор привязанности, внимательности и нежности. С самого детства ребёнку говорят, что он должен быть самым лучшим и самым сильным, в то время как такое глубокое чувство как любовь, рождаясь в нём, является посягательством на его мужественность и силу. На этом фоне чуткость и привязанность кажутся такими глупыми и наивными! Всё это происходит от недоверия, страха перед тем, что другой человек, приблизившись ко мне слишком близко может открыть мою бедность, от страха потерять прекрасный образ самого себя, который был у меня до этого. Уж лучше держать дистанцию, ведь если позволить другому приблизиться ко мне, он может увидеть меня таким, какой я на самом деле». Помилуй нас, Господи, помилуй нас.
Стояние 10. Иисуса обнажают — В заботе о достоинстве человека. Поклоняемся Тебе Христе, и благословляем Тебя, ибо Ты Святым Крестом Своим искупил мир. «...Нам кажется, что нас не любят в полноте нашей самобытности и что если бы другие увидели нас такими, какими мы на самом деле являемся, то они отвергли бы нас. Мы боимся всего тёмного в себе, мы боимся, что не способны и не достойны настоящей любви. Мы так быстро переходим из состояния повышенной эмоциональности к депрессии, но ни одно, ни другое состояние не является выражением того, чем мы на самом деле являемся. Как нам убедиться, что нас любят во всей нашей скудости, в неших слабостях и что мы тоже способны любить?.. В свою очередь, мы очень многого ждём от людей и мешаем им признать и принять себя такими, каковыми они на самом деле являются. Этих людей очень скоро судят, быстро относят к какой-то категории. Тогда они вынуждены прятаться под маской. Но у них есть право быть плохими, иметь кучу недостатков, а в иссохших уголках сердца скрывать ревность. Эти ревность и неуверенность естественны, они присущи нашей израненной природе. Такова наша реальность. Нужно научиться принимать их, жить с ними, не делая из этого проблемы, и мало-помалу понимать, что нас простили, и идти вперёд, к освобождению. ...Нам всем нужно быть орудиями необычайной нежности и деликатности. И тогда, сознавая, что Иисус любит не наши успехи и компетентность, а нас самих, какие мы есть, со всей нашей бедностью, которую Он знает лучше, чем кто бы то ни было, мы откроем, что мы тоже призваны любить других в их бедности». Помилуй нас, Господи, помилуй нас.
Стояние 11. Распятие — Раненный близкими. Поклоняемся Тебе Христе, и благословляем Тебя, ибо Ты Святым Крестом Своим искупил мир. «...Человеческое сердце — хрупкое и ранимое. Когда нас любят, когда нас окружают люди, которые видят нашу красоту, неординарность, ум — жизнь бьет ключом. Полные энергии и радости, мы чувствуем, что живём на самом деле, по-настоящему. Но когда мы не привлекательны для других, когда нам кажется, что никто нами не интересуется, мы чувствуем себя ни к чему не пригодными, бесплодными, отвергнутыми, покинутыми — и это ранит наши сердца. Словно внутренняя боль грызет нас, словно какая-то тяжесть давит на сердце, рана, беспокойство, ни капли мира, ни капли радости. Нет ничего, кроме пустоты, огромной пустоты... Мы уже не можем оставаться одни или тонем в непонятной апатии, и нас захватывает ужасная тоска. Человеческое сердце так легко ранить. Когда мы любим, когда чувствуем, что нас любят — все легко, но как тяжело, когда никто не придает нам значения». Помилуй нас, Господи, помилуй нас.
Стояние 12. Иисус умер. Поклоняемся Тебе Христе, и благословляем Тебя, ибо Ты Святым Крестом Своим искупил мир. «...В жизни так много разрывов и разделений, порожденных разными формами неверности. Использовать другого, а потом бросить, встретив кого-то ещё. Относиться к людям как к вещам... К тому же и жизнь приносит своё: мы стареем, болезни, неудачи, все вокруг нас заняты своими делами. Взаимоотношения становятся все более натянутыми, обоюдно раня. И все это, все эти раны порождают внутреннюю пустоту, тоску, причиняют боль, сильную боль, которую так трудно переносить. Но есть более глубокая тоска. Она часто проявляется как следствие неудовлетворенности, эмоциональной травмы, после неудачи, напряжения, конфликта. Тогда нас может охватить тоска или ощущение смерти, которые поднимаются из глубин нашего существа. Жизнь останавливается, жизненные силы больше не циркулируют в нас. Все источники энергии перекрыты, нет никаких целей. Это уже не мимолетная рана, которую может исцелить время или которую можно преодолеть, открыв для себя какие-то виды деятельности. Это гораздо глубже. Это новая форма страдания, которая захватывает всё. Это как если бы вас заключили в мир темноты. Это как изоляция за толстыми стенами, отделяющими вас от всех остальных. Это как смерть»... Помилуй нас, Господи, помилуй нас.
Стояние 13. Снятие с креста — Верные друзья. Поклоняемся Тебе Христе, и благословляем Тебя, ибо Ты Святым Крестом Своим искупил мир. «...Когда вместо слов: "Во мне нет ничего хорошего, я ни на что не гожусь, я хочу исчезнуть и умереть", ты постепенно сможешь сказать: "Во мне есть чувства тоски и смерти, которые появляются неизвестно откуда", таким образом, ты откроешь в себе две части: одну, тайную и скрытую, источник твоего бытия, твоей жизни, и другую — раненую, которая сообщает о себе сознанию вестями смерти, тоски и возмущения. Ты откроешь, что твоё сердце похоже на поле сражения, в нём происходит битва, война между этими двумя силами. Светлая и сокрытая часть кажется такой маленькой и слабой, а часть смерти и уныния — огромной, неодолимой. Но самая глубокая часть нашего существа как свет, способный разогнать мрак. И рука, протянутая для помощи, говорит не только: “Я люблю тебя со всей твоей бедностью и малостью”, но также и: “Я верю, что ты можешь расти и делать прекрасные вещи”. В той мере, в какой мы откроем бесконечное милосердие Иисуса и нежность Его прощения, мы сможем в свою очередь стать орудиями милосердия и прощения для наших братьев. Это прощение — не то, что было когда-то и останется в прошлом, потому что любовь прощает всегда. Милосердная любовь проходит сквозь ошибки другого человека ко встрече с тем, кто он есть на самом деле, с тем человеком, в котором пребывает Святой Дух». Помилуй нас, Господи, помилуй нас.
Стояние 14. Погребение — Это ещё не конец. Поклоняемся Тебе Христе, и благословляем Тебя, ибо Ты Святым Крестом Своим искупил мир. «...Каждому из нас надо открыть, что мы любимы и что мы можем давать любовь. Мы знаем, в чём наш эгоизм, в чём наша рана. Но мы должны понять, что Бог призывает нас и любит нас такими, какие мы есть. ...Невозможно дать руку слабому, раненому человеку, уважать его страхи и неторопливость его роста, если мы не привиты к Иисусу. Только Он может дать нам силу и внутренний мир, которые сделают нашу любовь настоящей, не сентиментальностью, которая, в той или иной мере, ищет власти и славы, а такой любовью, которая даёт жизнь, и через которую сломленный человек сможет открыть, что он сам — тоже источник жизни. «Не бойся, ибо Я искупил тебя, назвал тебя по имени твоему, и Я твой. Будешь ли переходить через воды, Я с тобой. Пойдешь ли через огонь, пламя не опалит тебя. Печаль, тоска, темнота захватывает тебя — Я буду с тобой». Вот благая весть — «Я буду с тобой». Помилуй нас, Господи, помилуй нас.
Группа «Малый Ковчег». По мотивам книг и статей Жана Ванье: «Боязнь любви» «Община — место прощения и праздника» «Жить мирно посреди насилия» «Депрессия»
Фото храма: Евгений Кочетов