О призвании
По мере нашей веры, по мере открытости наших сердец, Господь призывает нас по-разному. В глубине ночи, из сна был вызван Авраам; Господь позвал его по имени, и Авраам отозвался, и Господь ему велел: Выйди из земли твоей, оставь твое сродство, отвернись от всего, что твое, пойди туда, куда Я тебя поведу… - и Авраам встал и пошел. И он остался в истории и в опыте всего человечества как подлинный образ безусловной, совершенной веры.
Иначе были призваны Апостолы: (см. Мф. 4, 18-23). Проходя мимо них у моря Тивериадского, Господь позвал их; и они встали и пошли – но это была не первая их встреча. До этого на берегу реки Иордан они встретили Христа.
Они услышали свидетельство святого Иоанна Крестителя: Это Агнец Божий, который берет на Себя крест мира, грех мира, тяжесть мира… И два лучших ученика Предтечи – тот, который впоследствии стал Иоанном Богословом, и Андрей Первозванный – оставили своего учителя, по его же собственному свидетельству, и пошли за Иисусом, пробыли с Ним целый день и потом каждый привел к Нему своего брата: Андрей привел Петра, Иоанн привел Иакова, и своих друзей: Филиппа и Нафанаила. И вот при этой встрече они что-то прозрели – такое большое, что было выражено Нафанаилом в его исповедании: Ты мой Господь и Ты мой Бог…
Но после этого Христос не увлекает их за Собой; Он их отсылает обратно, домой, Сам уходит в пустыню на сорокадневный пост и искушение. И только через два месяца Он снова встречает их.
За это время первый восторг, который их охватил, успел остыть; первые потрясающие впечатления улеглись, они успели подумать, пережить, прийти в себя, вернуться к самому обыденному, что у них было на земле: ремесло, дом, семья, обычное окружение.
И как только они занялись самым обычным, как только воспоминание об Иисусе, встреченном в Иудее, осталось у них в сердцах, а жизнь продолжила идти своим чередом, Спаситель снова прошел мимо них и теперь уже, не предлагая ничего, прямо им повелел: Идите за Мной! – и они оставили все и пошли.
Бывает и в нашей жизни, что в какой-то момент мы услышим ясный голос Божий, который нас позовет по имени, и тогда мы сможем встать и пойти; бывает, что мы в жизни касаемся края встречи со Христом, бываем глубоко потрясены тем, что пережили, бываем готовы в тот момент на любой подвиг – но Спаситель знает, что ни на какой подвиг мы от восторга нашего не способны, порыв, восторг, пройдет, мы вернемся к старому и остынем.
И Господь Сам отсылает нас обратно в жизнь, обратно в семью, обратно к обычным нашим занятиям, обратно ко всему, что раньше существовало в нашем сознании без Него. Но воссылает-то Он нас обратно со знанием, что мы встретили Живого Бога. Это бывает после молитвы, после причащения или в какой-то непостижимый момент, когда нас касается Жизнь… И через какое-то время Он снова пройдет мимо нас и скажет: А теперь брось всё, пора идти за Мной… И от нас зависит ответ, готовы ли мы на это?
Иисус призывает к Себе в ученики каждого, но не каждого допускает к пастырскому служению. Видимая нужда в пастыре и чья-либо одаренность, а также проявляемые людьми склонности еще не свидетельствуют о призвании. Призвание может требовать одаренности и образованности (см.Деяния 7:22), но оно не является их следствием (см. Иер 1:6; Иона 1:1-3); Моисей пытался отклонить Божий призыва пять раз: (см. Исх 3:11,13; 4:1,10,13). Но в конце концов воля Бога торжествует над всеми сомнениями и даже над открытым неповиновением (см. Иона 3:2).
Наша роль заключается в том, чтобы ответить на этот призыв и, полностью доверившись Призвавшему, последовать за Ним.
И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? И кто пойдет для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня. Ис. 6:8.