Свв. Михаил, Гавриил и Рафаил, Архангелы
29 Сентябрь 2018 10:31 | Церковь в России
Сегодня Церковь празднует святых Архангелов Михаила, Рафаила и Гавриила. Это хорошая возможность, чтобы задаться вопросом о том, какова их роль в нашем спасении. В начале была Любовь – Пресвятая Троица, совершенная любовь и единство. Из любви сотворил Бог ангелов – могущественные духовные создания. Сотворил также и человека, вкладывая дыхание жизни в горсть праха земного. Некоторые ангелы в зависти решили, что Бог зашёл слишком далеко, приглашая земное творение, бренную плоть, к общению с духовным миром; решили навести в мире свой порядок. Последствия этого отделения от Бога мы испытываем по сей день: духовная борьба – это главная игра нашей жизни; игра, на кону которой стоит сама жизнь. Так вкратце можно описать начало истории мира, черпая вдохновение из Священного Писания и Предания Церкви. Очевидно, для нас это скорее символическое описание, чем учебник по истории. Но реальность главной игры всей нашей жизни, реальность духовной борьбы, мы вряд ли будем ставить под сомнение. Святой Павел говорит, что «наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» [Еф 6,12]. Мы прекрасно знаем, что всякий греховный поступок корнями уходит в наше сердце, в наши мысли – сначала мы проигрываем духовную борьбу, а потом это поражение проявляется в наших делах.
Поэтому Иисус объяснял апостолам, что «из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» [Мф 15,19]. Духовная борьба важнее стараний «не грешить» в смысле поступков, так же, как лечение телесной болезни обычно заключается в поиске и устранении причин, а не только симптомов.
Грех несчастного светоносного Люцифера, приближённого ангела Бога, состоял в том, что он не хотел более слушаться Бога и служить Ему; захотел сам быть как Бог [ср. Ис 14,12-17]. Его грех описывают латинским выражением non serviam — «не буду служить». Его поражение книга Откровения связывает с ангельским войском архангела Михаила, чьё имя уже является реакцией на бунт Люцифера: «Кто как Бог?!». Ответом на люциферово non serviam является архангельское serviam – «буду служить». Противоядием на семена бунта, засеянные в наших сердцах первородным грехом, является благородный архангельский дух служения и послушания.
Очередным делом Божьей любви для нашего освобождения и спасения является Воплощение Божьего Сына, Его страдание, смерть и воскресение. Жертва Христа – это свидетельство любви «до конца» — любви, которая не заключается в красивых словах, происходящих из эгоистических устремлений, но любви, которая готова принять унижение и смерть ради возлюбленных. В событиях Страстной недели Господь завершает начатое архангелом Михаилом свидетельство послушания и служения. В Гефсиманском саду звучит уже знакомое нам serviam: «не Моя воля, но Твоя да будет» [Лк 22,42]. Можно сказать, и наоборот: события, к которым мы приобщаемся на каждой Мессе, были залогом победы архангела; Люцифер был низвергнут благодаря будущему триумфу Христа на Кресте: «Они победили его кровию Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти» [Откр 12,11].
Другие два сегодняшних именинника, архангелы Гавриил и Рафаил, также являются примером служения Богу в деле нашего спасения. Гавриил, чьё имя означает «Бог – сила моя», предстаёт пред нами в Писании как глашатай Божьего Слова – которое, в отличие от слова человеческого, никогда не произносится впустую, но всегда совершает то, что в нём содержится. Наивысшее поручение для Гавриила, о котором мы знаем из Библии, это Благовещение – возвещение благой вести молодой деве Марии, диалог, во время которого совершается Воплощение Божьего Сына [Лк 1,26-38]. О Рафаиле («Бог исцелил») знаем прежде всего из книги Товита, которого он охраняет и защищает от разного рода невзгод во время путешествия. Поэтому, кстати, Рафаил считается покровителем врачей и путешественников.
Архангелы, как и другие хоры духовных творений, служат Богу в деле нашего спасения. Но, в конце концов, это Всемогущий Бог является тем, кто побеждает всякое зло. В сегодняшнем Евангелии Иисус обещает нам: «отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому» [Ин 1,51]. Небо было закрытым после бунта ангелов и прародителей. Для того, чтобы исправить эту ситуацию, на землю приходит Божий Сын, чьё воплощение совершилось благодаря послушанию Богородицы: «се, раба Господня; да будет мне по слову твоему» [Лк 1,38]. Иисус искупил нас, показывая путь к Богу – путь согласия с Его святой волей. Этим Господь открыл нам небо, райские врата, путь Царства Небесного. Его обещание неизменно, Его благодать никогда не иссякнет на нашем пути.
Велики дела Бога, о которых мы знаем из Библии, и которые Он совершил при помощи архангелов. Но история спасения продолжается вместе с тем, как продолжается наша жизнь. И для нас уготованы не менее великие дела, в которых нам без устали помогают посланники Божьи. Мы можем ежедневно, или в каких-нибудь особенных ситуациях, просить их непосредственного заступничества – это их работа, даже больше – смысл их жизни! Можно использовать для этого тексты молитв из сокровищницы Церкви, или обращаться к ним из глубины сердца своими словами. Мы повторяем слова архангела Гавриила в каждой «Радуйся, Мария», и вспоминаем события воплощения в молитве «Ангел Господень». Но, прежде всего, мы можем черпать вдохновение из их служения и их главного оружия в духовной борьбе – духа служения и послушания Божьей воле. Мы можем сами быть вестниками Божьими для других людей. На каждое люциферово non serviam в наших сердцах да отвечаем архангельским serviam – и Царство Божье будет нашей обителью, и истинная святость будет нашим уделом.
Автор: Михаил Ткалич SJ