Молитва о Единстве Христиан
23 Январь 2019 23:03 | Церковь в мире
Традиционная дата празднования Недели молитвы о единстве христиан в северном полушарии была предложена отцом Паулем Ваттсоном и приходится на период с 18 по 25 января, между праздником Кафедрального Собора Святого Петра и обращением Святого Апостола Павла; эти два празднования соединяют в себе символическое значение. В южном полушарии, где январь является месяцем каникул, Церкви отмечают молитвенную Неделю в другой период, например, во время Пятидесятницы (как было предложено движением “Вера и Порядок” в 1926 году), период особенно символический для единства Церкви. Зная о том, что дата празднования может быть изменена, приглашаем верных принять предлагаемый здесь материал, как призыв найти в течении года возможность выразить свою причастность к уже достигнутому единству между Церквями и молиться о достижении единства полного, чего желает Сам Христос.
ТЕОЛОГИЧЕСКО - ПАСТЫРСКОЕ ВВЕДЕНИЕ
Искренне стремитесь к праведности (Втор 16, 18-20)
По всему миру мы, христиане, собираемся в молитве, чтобы возрастать в единстве. Мы делаем это таком мире, где коррупция, жадность, несправедливость способствуют неравенству и разделению. Наша молитва – молитва единения в разрушенном мире, поэтому она является настолько необходимой. Тем не менее, мы, как отдельные личности или наши общины, часто являемся соучастниками несправедливости, тогда как по сути мы призваны нести общее свидетельство в пользу справедливости и быть инструментом исцеления в разорванном в клочья мире посредством Божьей благодати.
Неделя молитвы о единстве христиан в 2019 году была подготовлена христианами Индонезии. Страна с населением 265 миллионов человек, из которых 86% являются мусульманами, что составляет подавляющий процент мусульман по сравнению с любой другой страной. Однако 10% индонезийцев составляют христиане разных традиций. Как по численности населения, так и по обширности территории Индонезия является самой большой страной в Юго-Восточной Азии. Насчитывает более 17 000 островов, 1340 различных этнических групп и более 740 местных языков, объединенных национальным индонезийским языком - бахаса. Нация основана на пяти основных столпах, называемых Pancasila, с девизом Bhineka Tunggal Ika (Единство в разнообразии). В этом разнообразии этнической, языковой и религиозной принадлежности индонезийцы жили по принципу gotong royong, что означает «жить в духе солидарности и сотрудничества». Это означает разделение друг с другом всех аспектов жизни, работы, горестей и радостей, а также отношение друг ко другу как к братьям и сестрам. Этой извечно хрупкой гармонии сегодня угрожают новые вызовы. Экономический рост, который Индонезия зафиксировала в последние десятилетия, был основан на существенной конкурентной системе, что резко контрастирует с сотрудничеством, заложенном в понятии gotong royong. Коррупция проявляется в различных формах: она влияет на политику и деловой мир, часто несет с собой разрушительные последствия для окружающей среды; подрывает справедливость и доверие к правоохранительным органам. Слишком часто те, кто должен содействовать справедливости и защищать слабых, действуют противоположным образом; в результате разрыв между богатыми и бедными увеличивается, поэтому богатая природными ресурсами страна страдает от факта, что многие люди живут в бедности. Как гласит традиционная индонезийская поговорка: «Мышь умирает от голода на амбаре, полном риса». Кроме того, некоторые конкретные этнические или религиозные группы часто ассоциируются с богатством настолько, что это часто приводит к напряженности в отношениях. Радикализация выкапывает пропасть, которая отделяет части общества друг от друга, а, подогреваемая пользователями социальных сетей, обрубает любые попытки взаимного понимания. В этом контексте христианские общины особенно остро осознают свое единство, поскольку их мнения сходятся в необходимости общего внимания и общем отклике на реальность несправедливости. В то же время перед лицом этой несправедливости мы, как христиане, обязаны спросить себя, каким образом мы могли быть причастны к этим формам несправедливости. Вслушиваясь в молитву Иисуса «да будут все едино» (Ин 17, 21), мы можем стать свидетелями живого единства в разнообразии. Именно благодаря нашему единству во Христе мы сможем бороться с несправедливостью и предлагать свою помощь, когда это необходимо, ее жертвам. Вдохновленные этим беспокойством, христиане в Индонезии открыли, что слова Второзакония «искренне стремитесь к праведности» (Втор. 16, 18-20) описывают их положение и нужды.
Прежде чем войти в землю обетованную, Божий народ обновляет свою приверженность Завету, который Господь заключил с ними. Этот фрагмент можно найти в главе, центральной темой которой являются праздники, которые следует отмечать. После описания каждого праздника народ получает наказ: «[...] вы будете праздновать, ваши сыновья и дочери, ваши рабы и рабы, левиты, незнакомцы, сироты и вдовы, которые будут жить в ваших городах» (Втор. 16, 14). Христиане из Индонезии пытаются заново открыть для себя тот же дух празднования, который существовал в обществе в прошлом. В конце этой главы включение двух стихов о назначении судей может показаться странным, но в индонезийском контексте связь между совместными торжествами и справедливостью представляется жизненно важной. Как Люди Завета, укрепленные Иисусом, мы уверены, что прелести небесного пира будут даны тем, кто терпит голод и жажду справедливости и тем, кого преследуют, «ибо велика ваша награда на небесах» (Мф 5, 12). Церковь Христа призвана к первенствующей роли в этом царстве. Однако, если мы останемся в нашей разобщенности, мы скоро потерпим неудачу и не сможем называться знаком любви Бога к своему народу. Подобно тому, как несправедливость разжигает разногласия, разделяющие индонезийское общество, она также питает разногласия и конфликты внутри Церкви. Мы раскаиваемся в несправедливости, которая вызывает раздор, и как христиане верим в силу Христа, который прощает и исцеляет. Таким образом, мы объединенными под крестом Христа, призываем как Его благодать, чтобы бороться с несправедливостью и уповаем на Его милосердие в отношении грехов, которые способствовали нашему разделению.
Экуменическое празднование Слова Божьего
Введение
Экуменическое празднование подчеркивает важность перехода от теоретического уровня дискурса о единстве, справедливости и милосердии к практическим и конкретным действиям для созидания единства, справедливости и милосердия в нашей личной жизни и в жизни наших христианских общин. Два конкретных элемента должны быть выделены при подготовке к общей молитве.
Первый касается выбора чтецов для Молитвы покаяния: важно, чтобы первый чтец (Ч1) был священником/диаконом или лидером/пастором общины, остальные же чтецы должны быть членами общины.
Второй элемент касается одного символического действия во время литургии, которое происходит после Обещания следовать путем справедливости, милосердия и единства (п III). Для каждого участника молитвы должны быть приготовлены по два небольших листа бумаги. Во время молитвы участникам будет предложено порассуждать, как каждый из них конкретно и определенно может участвовать в акте укрепления справедливости, милосердия или единства. Затем им будет предложено написать об этих взятых на себя обязательствах на каждом из двух листов. Одну из этих бумажек человек может забрать с собой, вторая же будет собрана и помещена у подножия креста. В конце молитвы эти карточки вновь будут розданы участникам в случайном порядке, чтобы каждый мог помолиться в намерении другого.
Да осенит вас Господь вас своей любовью
И снизойдет на вас обилием благодати.
Да дарует вам отвагу соделает вас способными трудиться на благо Его справедливости и мира.
Господь да одарит вас смирением и укрепит в труде на благо единства.
Аминь
Тексты для Недели Молитвы о единстве христиан и на весь 2019 год
Перевод: с. Дарьи Рассказовой, CSSE
Фото: Игорь Чезганов, г. Томск