Катехуменат – путь к зрелой вере
25 Февраль 2019 2:37 | Жизнь общины
В это воскресенье, в нашем приходе состоялось очень важное событие - обряд принятия в катехумены. Поздравления всем ! Корни катехумената восходят к эпохе проповеди апостолов – непосредственных свидетелей Иисуса Христа. Сопоставляя различные тексты Нового Завета, можно выстроить наиболее общую схему обращения к вере, которое завершалось Крещением неофита. При этом можно выделить два этапа. Сначала имело место провозглашение свидетельства о Христе-Спасителе (ср. Деян 2,14-36; 8,35; 10,34-43; 13,16-41). Данный этап, на котором возвещалась Благая Весть об Иисусе Распятом и Воскресшем, подводил к первому рубежу: «Услышав это, они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия?» (Деян 2,37). Подобный вопрос очень часто слышен на страницах Писания (ср. Деян 16,30; 22,8-10; Лк 3,10).
Его появление свидетельствует о факте происшедшего обращения, что позволяет сделать шаг к принятию Крещения. Здесь мы имеем дело с живой верой, которая выражает себя в поступках. Именно вера была центральным элементом обращения, что означало исповедание Христа Господом своей жизни: «…Вы обратились к Богу от идолов, чтобы служить Богу живому и истинному и ожидать с небес Сына Его, Которого Он воскресил из мертвых, Иисуса, избавляющего нас от грядущего гнева» (1 Фес 1,9-10). Однако этой вере еще только предстояло стать глубокой и просвещенной, поэтому за первоначальным обращением следовал период катехизации (ср. Деян 2,38-40). Как отмечает автор Деяний, Петр «другими многими словами свидетельствовал и увещевал» (Деян 2,40).
Тем самым апостол и его слушатели приближались ко второму рубежу, на котором было необходимо определить, насколько кандидаты к Крещению «приняли слово Его» (ср. Деян 2,41) и прониклись им, т.е. в достаточной ли степени они послушны Христу, изменили ли они свою жизнь, чтобы быть допущенными к Крещению? Итак, принятие Крещения предполагало наличие двух предварительных этапов, которые заканчивались своего рода «экзаменом». Даже если в апостольские времена они недалеко отстояли один от другого по времени, то выделены они были вполне отчетливо: «первая евангелизация», способствующая пробуждению веры и готовности к обращению; и катехизация, углубляющая познание основных истин веры и формирующая конкретную жизненную позицию.
Свой настоящий расцвет катехуменат переживал во II-IV веках. Вплоть до 313 г. (когда христианство было легализовано в Римской империи) внешнюю ситуацию Церкви следует оценить как весьма тяжелую: ее последователи сравнительно немногочисленны, находятся в языческом окружении; новая религиозная община не признана государством и более или менее регулярно подвергается гонениям. Однако именно эта трудная ситуация в конечном счете способствовала достижению высочайшего качества пастырской работы. В это время катехуменат обретает свою законченную форму и наиболее характерные черты.
Главной заботой Церкви, совершающей свое нелегкое служение в языческой среде, была искренность обращения неофитов, глубина и непоколебимость их веры. По убеждению христиан, дар Спасения не мог быть воспринят, если нет живой веры (ср. Мф 13,58). Отсюда следовало, что Крещение не должно преподаваться человеку неподготовленному, жизнь которого не преображена в свете требований веры. Утверждение в вере и преображение жизни в свою очередь требовало времени, иногда длительного (несколько лет), что и порождало необходимость катехумената.
Обширные сведения о катехуменате можно найти в «Апостольском Предании» св. Ипполита Римского. Это произведение было написано на греческом языке в Риме ок. 215 г. Согласно его данным, катехуменат обычно продолжался три года, а подготовка предусматривала два испытания. Первое из них имело место при вступлении в катехуменат. Поручители, т.е. христиане, которые евангелизировали кандидатов, должны были перед лицом церковной общины засвидетельствовать их готовность стать катехуменами. Главный вопрос, на который следовало ответить: имеют ли они веру, достаточную, чтобы слушать слово Божие в ходе катехизации? «Наставник» («катехизатор» – лицо, ответственное за катехуменат) беседовал с каждым из кандидатов лично и определял мотивы их обращения. Если намерения кандидата казались неискренними, ему могло быть отказано в приеме в катехуменат. Кандидатов информировали об основных нравственных принципах христианства. К вступлению в катехуменат допускался лишь тот, кто привел свою жизнь в соответствие с этими принципами. Занятия и профессии, противоречащие достоинству христианина (среди них – профессии языческих жрецов, наемных солдат, театральных актеров, сутенеров и проституток и др.), также должны были быть оставлены.
Катехеза обычно имела место утром, перед Литургией. Катехумены вместе с верными участвовали в Литургии слова, но стояли отдельно, на специально отведенном месте. По окончании Литургии слова катехизатор (духовный или светский) читал специальную молитву за катехуменов и возлагал на них руки, после чего катехумены покидали собрание, а оставшиеся верные совершали Евхаристию.
Второе испытание было приурочено к окончанию курса обучения и предваряло Крещение. Поручители должны были еще раз засвидетельствовать перед общиной, как именно их подопечные пережили это время. Катехумен, имевший хорошие рекомендации, переходил в разряд «избранных». С этого момента начинался период непосредственной подготовки к Таинству Крещения – в течение Страстной недели, а позднее – в течение всего Великого Поста. Каждый день над «избранными» читались экзорцизмы (специальные молитвы об изгнании злых духов). В заключение сам епископ совершал торжественный экзорцизм. Путь катехумената заканчивался Крещением и Причащением после ночного бдения накануне Пасхи. Притом Ипполит специально подчеркивал, что Крещение и Первое Причастие – это не только окончание долгого пути воцерковления, но и начало новой жизни, требующей развития и утверждения.
О существовании катехумената свидетельствуют и многие другие христианские авторы, представлявшие различные Поместные Церкви. Этот факт доказывает, что данная система воцерковления была в древней Церкви общепринятой.
Однако к началу Средневековья катехуменат взрослых почти полностью исчез из жизни Церкви. Чаще всего это объясняют распространившейся практикой Крещения младенцев, что, однако, не исчерпывает проблемы. Ведь в VI – X веках Церковь во многих европейских регионах действовала в условиях миссии, когда Крещение принимало значительно больше взрослых, нежели детей. К отказу от катехумената привели, скорее всего, «прагматические» соображения: необходимость «срочно» причислить к Церкви как можно больше язычников то ли в преддверии наступающего «конца света» (подобные настроения были широко распространены в Церкви на рубеже I тысячелетия христианской эры), то ли просто по политическим мотивам. Еще одной причиной можно считать отсутствие необходимого числа хорошо подготовленных священников и миссионеров. Тем не менее, некоторые ревностные пастыри все же стремились обеспечить неофитам хотя бы минимум катехизации. Общей практикой, однако, стали массовые Крещения без какой бы то ни было подготовки. На уже христианизированных территориях единственной формой катехизации являлось усвоение детьми и молодежью христианской культуры, главным образом бытовой.
Ситуация стала меняться лишь с XVI века, когда началась широкомасштабная миссионерская работа на новооткрытых землях Азии, Африки и Латинской Америки. И здесь тоже первое время доминировала тенденция быстрых массовых Крещений. Так действовал и знаменитый иезуитский миссионер св. Франциск Ксаверий. Однако, перед лицом столь же массового отступничества новокрещеных неофитов, вмешался сам св. Игнатий Лойола. По его совету, начиная с 1552 г., в Индии стали открываться «дома катехумената», где кандидаты в течение трех месяцев готовились к Крещению. Тогда же увидели свет первые катехизисы.
В XVIII столетии в Африке были предприняты попытки возродить поэтапную подготовку к Крещению, что привело к установлению так называемого «постулата» продолжительностью в два года, после чего наступал период катехумената (еще два года) и, наконец, – великопостные духовные упражнения перед Крещением. К сожалению, здесь недоставало литургического измерения. Вручение медальонов, розариев и крестиков символизировало успехи в обучении катехуменов, однако это не были литургические этапы, связанные с обретением даров Божественной благодати. Лишь II Ватиканский Собор принял необходимые в этой связи решения.
Несмотря на то, что Крещение младенцев, согласно учению Церкви, является нормальной практикой в христианском обществе, Крещение взрослых приобретает всё большее значение в нашу эпоху. Это касается не только миссионерских территорий, но и традиционно-христианских стран, подвергшихся за последние два-три столетия основательной дехристианизации. Немалый процент людей в странах христианской культуры не был крещен в младенчестве, другие, хотя и являются формально крещеными, на деле никогда не участвовали в жизни Церкви и имеют лишь самый минимальный объем знаний о вере. Отсюда вытекает настоятельная потребность в «новой евангелизации» некогда христианских народов, о необходимости которой Церковь не устаёт говорить, начиная с середины 60-х годов XX века (Послание папы Павла VI Evangelii nuntiandi). Всё это особым образом касается России, где 70-летнее господство атеизма оставило после себя настоящий духовный вакуум.
В документах Священного Учительства Церкви последних десятилетий подчеркивается внутренняя и необходимая связь Таинства воцерковления с возрождением человека посредством слушания Слова Божия (см., например, «Декрет о миссиях» II Ватиканского Собора, п. 6). В Кодексе Канонического Права от 1983 г. исходным пунктом раздела, посвященного Таинству Крещения, является именно Крещение взрослых. Канон 851 §1 подчеркивает важность катехумената и всех предписаний, касающихся должного приуготовления и наставления, которые необходимо должны предшествовать Крещению. Ответственность за такое приуготовление возлагается на родителей, крестных, служителя Таинства, а также на церковную общину, в которой это Таинство совершается (каноны 851 § 2 и 868 § 1). Канон 865 предписывает соблюдать при Крещении взрослого следующие четыре условия:
1. Свободное изъявление желания принять Крещение.
2. Достаточное наставление в основных истинах веры и связанных с нею обязанностях.
3. Прохождение испытательного срока или катехумената.
4. Предупреждение о необходимости покаяния в грехах.
Для уже крещеных Кодекс Канонического Права полагает, что «отсутствие достаточного знания и тщательной подготовки» является препятствием для реализации права на принятие Евхаристии (кан. 913 § 1).
Итак, актуальные ныне каноны церковного права со всей очевидностью предписывают всячески избегать так называемого «обрядоверия». Плод Спасения, доставляемый жизнью во Христе в вере, надежде и любви, требует как заложенного Богом семени, так и хорошо подготовленной почвы (ср. Мф 13,1-9). Семя может быть отборным, но если почва недоброкачественна, оно не сможет взойти. С другой стороны, самая лучшая почва не произрастит ничего, если не примет в себя семени. Семя – это дар Божией благодати, почва – человеческая душа. Время подготовки почвы, как и время произрастания семени, – это время христианского посвящения или воцерковления личности. Христианское посвящение – это процесс, который может совершаться как до, так и после Крещения. Его внутренне содержание – это катехизация (оглашение), что в переводе с греческого означает «поучение живым словом». «Катехизация является основополагающим элементом христианского посвящения, — утверждает Общее руководство по катехизации (п. 66). – Она неразрывно связана с Таинствами Посвящения, особенно с Крещением, как “таинством веры”». В катехуменате некрещеных взрослых катехизация предшествует Крещению. Однако может иметь место и катехизация крещеных, участниками которой являются дети, молодежь и взрослые. Катехизис Католической Церкви упоминает в этой связи о катехуменате (оглашении) после Крещения (п. 1231). В этом случае катехизация помогает крещеному человеку открыть и присвоить безмерное духовное богатство принятого ранее Таинства Крещения.
Упорядочить и структурировать процесс посвящения призван катехуменат – эта древняя церковная институция, возрожденная решением II Ватиканского Собора («Конституция о Божественной Литургии», 64). Этой же цели служит «Чин христианского посвящения взрослых» (в дальнейшем – просто Чин), утвержденный 6 января 1972 г. Священной Конгрегацией богослужения и таинств и изданный к настоящему времени и на русском языке. Он предназначен, прежде всего, для некрещеных взрослых, желающих принять Таинства христианского посвящения (Крещение, Миропомазание и Евхаристию), а также для тех, кто хотя и был крещен (в младенчестве или более позднем возрасте), но не получил надлежащего христианского воспитания и недостаточно подготовлен к принятию Таинства Евхаристии.
Духовный путь катехуменов предполагает несколько ступеней или этапов. Каждая ступень связана с определенным отрезком времени, необходимым для обретения плодов зрелой веры. К каждой из них приурочены специальные литургические обряды. К их числу, следуя Чину, необходимо отнести:
1. Прекатехуменат. Это – начальная евангелизация симпатизирующего Церкви человека, заканчивающаяся обрядом принятия в катехумены.
2. Катехуменат. Это – цикл катехез и связанных с ним специальных обрядов. Он может продолжаться год или более и заканчивается обрядом избрания.
3. Период «очищения и просветления». Это – непосредственная подготовка избранных к принятию Таинств христианского посвящения, длящаяся всё время Великого Поста. Данный период открывается обрядом избрания в первое воскресенье Великого Поста, а заканчивается принятием Таинств в Навечерие Пасхи.
4. «Мистагогия» – приобщение просвещенных Крещением к «тайнам». Этот период длится всё пасхальное время (до Пятидесятницы) и должен способствовать укреплению и углублению духовного опыта, получению его духовных плодов, а также более полному вхождению новообращенных в жизнь христианской общины.
Как христианское Посвящение, так и последующая христианская жизнь должны иметь пасхальный характер. Ведь «посвященный» сопричастен Христу Распятому и Воскресшему, отныне призван жить «по закону Духа» и делать это в конкретной общине конкретной Поместной Церкви, т.е. в своем приходе.
Автор: В. Дегтярев, г. Новосибирск
Фото: Евгений Кочетов. г. Томск
https://sib-catholic.ru/katexumenat-put-k-zreloj-vere/