Начало Великого Поста
7 Март 2019 20:45 | Жизнь общины
Братья и сестры! Начинаем наш путь, наше путешествие к Пасхе. Говорю об этом в первый день Великого Поста, чтобы мы не забывали, что Великий Пост - это только подготовка к Пасхе. Его цель - подготовить нас хорошо к этому огромному празднику, к этой огромной победе Христа. А говорю об этом в начале Великого Поста, чтобы мы никогда не забывали, что последнее слово в христианстве - это воскресение. Что все может быть плохо, что все бывает по-разному, но последнее слово принадлежит Господу, и это - воскресение. Это Его победа, потому что Он сильнее нашего греха, Он сильнее наших слабостей и пороков. Он сильнее, чем зло, которое мы совершаем, которое уже совершили. Это во-первых.
И вот начинаем Великий Пост всегда, слушая это Евангелие, в котором Господь нам говорит: "смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми", "смотрите, не молитесь перед людьми", "смотрите, не поститесь так, чтобы другие вас видели". Значит, Господь подсказывает нам то, что всегда очень важно в религии: молитва, пост, милостыня. Но говорит нам, что даже из этого, даже эти хорошие вещи мы можем использовать плохо. Если сосредоточимся сильно, слишком сильно на этом - будем заниматься собой, а не Господом. Будем заниматься тем, чтобы другие посмотрели на нас. Почему нельзя? Почему нельзя молиться так, чтобы другие смотрели, поститься так, чтобы кто-то увидел?
Почему нельзя милостыню давать и сказать: "А вот, послушайте, я кладу здесь"? Почему? Это не то, что Господь так придумал, что вот будет такая заповедь, что будет такое правило. Нет. Потому что Господь нам говорит: "не делайте так, потому что это такой бесконечный путь". Если думаете, что можно получить счастье, что можно почувствовать себя хорошо, потому что другие что-то скажут - это ошибка. Это ошибка. Это такой голод, который ... Человек не может покушать воздуха, не может. А если ты думаешь, что ты голодный и вот: "а сделаю так, чтобы другие посмотрели, чтобы подумали, что я хороший, что я такой крутой". Это так, как бы воздух кушать. Можно, но там внутри ничего не будет, сил у тебя не будет, жизни у тебя не будет. Поэтому Господь говорит: это ужасно, это опасно, это страшно. Потому что ты как раб. Ты как раб, который делает что-то, чтобы другие увидели. А Господь подсказывает: "а ты делай так, чтобы Господь посмотрел, чтобы Отец твой, Бог, увидел. Перед Богом делай это". Еще скажем, почему так. Не делай этого перед людьми, потому что это пустота, это обман. Это - обман. А обман - это всегда что-то опасное. Но мы обманываем не только других людей, мы обманываем также самих себя. Подумайте, как много раз наши намерения или молитву, пост, милостыню мы делаем, чтобы обманывать самих себя. Чтобы показать, что: "нет, у меня все в порядке. Не только в порядке, что вот я такой хороший, я такой крутой, такой настоящий католик". Я много лет работал с людьми, ходил на встречи анонимных алкоголиков. Они рассказывали, - это не я говорю, они рассказывали, - как много раз во время Великого Поста они говорили себе: "Вот, не буду пить". И не пили. И не пили! Сорок дней - все, вот трезвый человек. Зачем все это? Зачем? А чтобы показать себе, что у меня все хорошо, что у меня никаких проблем, что мне ничего не нужно менять в моей жизни. Вот, я могу, я могу, отец, спокойно, сорок дней. А потом Пасха... Только затем, чтобы потом" "ну да, я постился, так много дней и сейчас могу..." Видите, мы тоже не только насчет алкоголя, насчет других наших грехов, слабостей мы так обманываем себя. Чтобы показать себе, что вот я хорош, что мне не нужно ничего менять. Поэтому Господь говорит: если хочешь молиться, если хочешь поститься, если хочешь дать милостыню, делай это перед Богом, не перед людьми, даже не перед собой, чтобы себе что-то показать.
Собираемся в путь, к Пасхе. Нормально, если кто-то собирается в путь, он говорит себе: "ну да, я достаточно сильный, я могу". Если кто-то организует это путешествие, он смотрит: "ну да, ты достаточно здоров, достаточно силен, давай, пойдем". А посмотрите, сегодня начинаем Великий Пост и мы приходим к Господу, и мы не говорим Ему : "Господь, посмотри на меня. Я достаточно приличный. Я достаточно хороший человек. Пойду с Тобой." Нет, наоборот, чтобы получить билет, если так можно сказать, мы через несколько минут подойдем сюда, с головой, опущенной низко, и будем говорить Господу: "Слушай, я хрупкий человек, я не умею, я не смогу без Тебя. Я хрупкий человек, нуждающийся в Твоем милосердии. Без Тебя я не смогу." Мы приходим, чтобы показать Господу, какие мы хрупкие, вот это - наш билет; что мы грешные, что мы слабые люди. Приходим, чтобы просить Его, как мы пели: "Господи, помилуй! Господи, помилуй, все мы согрешили".
Знаете, так Вас прошу: во втором чтении апостол Павел говорил: "От имени Христова просим: примиритесь с Богом". Вот тоже Вас прошу, и Вас, и самого себя: давайте примиримся с Богом. Давайте примиримся с Богом! Давайте скажем Господу, что мы слабые, хрупкие люди, чтобы нам не было стыдно. Нет, это наш паспорт, который разрешает нам пойти с Ним. Потому что Пасха - это спасение. Это спасение, но Господь только спасает. А чтобы у меня был опыт спасения, мне нужно осознать, почувствовать, что я слабый, хрупкий человек. Поэтому говорит нам Господь в Евангелие: "Перед Богом ты это делай, перед Богом. А Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе". Что значит "воздаст"? Это не так, что Господь сделает, что потом кто-то скажет: "Это он положил эти деньги". А все будут говорить: "Ну, браво, как ты хорошо сделал". Нет. Воздаст тебе - значит, что Господь даст тебе спокойствие, внутреннюю свободу, что тебе не нужно будет просить других, чтобы похвалили тебя, что тебе не нужно будет делать театра какого-то перед другими, потому что ты будешь чувствовать, что Господь любит тебя. А если Он с тобой, не будешь делать театра перед людьми, перед собой. Если мы приходим к Господу и говорим свою слабость, мы получаем Его нежность, мы получаем Его любовь.
Прошу самого себя и Вас: давайте подойдем к Господу. И когда будем принимать пепел на наши головы, чтобы мы сказали Ему внутри: "Господь, я хрупкий и слабый человек, но я твой, я твоя. Я хочу с тобой идти." Не переживайте, скажите Ему о Ваших семейных трудностях, скажите Ему Вашу боль, скажите Ему, как сильно нуждаетесь в Его любви, как сильно нуждаетесь, и какая жажда у Вас в сердце. Скажите Ему Вашу слабость, чтобы не только через сорок дней, но сразу получить Его любовь и Его спасение. Аминь.
Автор: о. Войтек Зиолек SJ, г. Томск