IV Воскресенье Великого Поста
31 Март 2019 22:11 | Жизнь общины
Дорогие дети, дорогая молодежь, дорогие отцы и мамы, дорогие пенсионеры наши, дорогие монашествующие, дорогой брат в священническом служении, дорогие братья и сестры во Христе! Я думаю, что и у Вас встречаются всякие веселые случаи, особенно когда встречаемся с людьми, разговариваем с ними. Конечно, не всегда они веселые, эти события, но одно из "веселых" произошло, когда я один раз в одном приходе разговаривал с прихожанами, и одна женщина, которая уже постарше, практически бабушка, рассказывает такой случай: "Знаете, я приезжаю сюда из села, которое находится отсюда почти в 100 километрах. Там у нас мало католиков. Но недавно мы встретились со своей бывшей подругой - ну, не бывшей, раньше мы жили вместе, сейчас она недалеко живет, - я ей говорю: слушай, давай пойдем вместе в храм. Эта женщина, бабушка, ей уже под семьдесят, говорит: а мне еще рано молиться".
Сколько смысла в этих словах, которые отражают мышление многих людей современности! Да, может быть, у многих людей возникает такое впечатление, что быть верующим - это там где-то на пенсии, сейчас я хочу наслаждаться жизнью. Это уместное желание. Но надо сказать, что быть верующим никак не мешает тому, чтобы мы радовались жизни, наоборот: это помогает нам обретать полноту радости. Представляете, если дети скажут сегодня: ну я хочу быть счастливым только на пенсии. Вы бы так хотели, дети? Нет, конечно.
Поэтому вопрос: как мы смотрим на нашу веру? Если мы будем смотреть на нее только как на набор каких-то запретов, конечно, это будет не привлекательно. Может быть, и в эти дни, когда мы говорили о заповедях Божиих, часто мы слышали: не убивай, не кради, не прелюбодействуй, не лжесвидетельствуй, не пожелай... Кажется, что-то неприветливое, такое неприятное, только "нет, нет, нет..." Может быть, такое впечатление и возникнет, но мы говорили и о другом, и это уже немножко более привлекательно: возлюби Бога и ближнего. И это очень важно для нас понять: здесь только одно предложение со стороны Бога, одна заповедь. Она одна, это не две разных. И это то, что предлагается нам не для того, чтобы нас ограничивало это, а наоборот, чтобы мы могли обрести полноту нашей жизни.
Раньше нам говорили, что быть верующим - это Средневековье, это где-то далеко, это не нужно современному человеку. Труд все заменит, прогресс все заменит. А чем больше прогресса, чем больше всего этого, тем больше нуждаемся в чем-то другом. И как раз уже две тысячи лет звучит, и даже больше двух тысяч лет, этот призыв: возлюбить Бога и ближнего. Здесь не сказано конкретно, что делать каждый день. Может быть, было бы проще, если бы утром мы проснулись, и на холодильнике наклейка: "на сегодня ты должен это, это, это", и вечером бы мы наклейку взяли и поставили галочку: это, это, это... Все, спокойно можно идти спать. Нет, Бог нам дал наши способности, наши возможности, разум, волю, способность любить, способность общаться, способность прощать, нести ответственность, дал нам голос совести, чтобы мы отличали, что хорошо и плохо... И этого не надо бояться, за это надо быть благодарными. И каждый день мы можем использовать набор этих наших способностей, и несмотря на отличия, несмотря на то, что мы все отличаемся друг от друга, мы такие неповторимые, такие особенные, мы можем создавать то, что будет выражать именно этот призыв, который Христос неоднократно предлагает нам.
И здесь я бы хотел один такой пример использовать. Не знаю ,может быть, у кого-то уже начался дачный сезон, может быть, были кто-нибудь на даче уже? Ну, скоро, наверное, многие пойдут. И представьте себе, что кто-то Вам скажет: самое главное на даче - убирать сорняк. Представляете себе человека, который будет несколько месяцев ходить на дачу и будет только убирать сорняк, или будет убирать все, чтобы было все ровно и гладко? Не будет это приятным, не будет это привлекательным, потому что не в этом суть. Конечно, мы этим занимаемся, но главное, чтобы мы могли порадоваться урожаю осенью, и это процесс, который больше занимает наше внимание. Поэтому здесь неудивительно, что вырастет и сорняк, придется его и убирать, но не он главный. Главное то, что мы посеяли что-то, посадили, могли с терпением ждать потом урожая и радоваться этому. Я бы сказал, это красивый образ и нашей христианской жизни. Если мы на нее будем смотреть только как на деятельность, когда мы будем убирать наши грехи, это будет непривлекательным, это не будет плодотворным, это будет каким-то бременем, которое мы будем нести, будем сопровождать роптанием, нежеланием и будем стараться избегать этого. Но не в этом суть, суть в том, чтобы мы не боялись приносить плоды, которые выражают нашу любовь к Богу и к ближнему.
Когда мы идем на исповедь... Мы сегодня слышали Евангелие, которое отражает то, что мы делаем в исповеди, и то, что мы делаем во время поста особенно. Пост, я бы хотел сказать, может быть, словами сегодняшнего Евангелия, - это возможность для нас "прийти в себя". Как это ценно: пришел в себя, встал и пошел к отцу. Да, мы часто это делаем, это повторяется. Но когда мы идем на исповедь, мы не идем только для того, чтобы избавиться от грехов. Мы в первую очередь хотим осознать, что можем противопоставить этому, что более красиво, благо, благородно, чего мне не хватает, что я желаю внести в свою жизни, в отношения к другим людям и т.д. Скажите, не более привлекательно ли это? Конечно, да. Потому что, это радует, это дает смысл, это дает силу преодолевать трудности, и мы видим: ради этого стоит чем-то и пожертвовать. И это очень радостный момент.
Иногда люди говорят, когда говорим о Церкви, что "мне еще рано идти в церковь", как мы сказали. Часто люди связывают Церковь с тем, что в церковь идут люди замаливать свои грехи. Может быть, Вы встречали такой взгляд? Но не в этом суть, потому что мы не сможем удовлетворить за наши грехи, никак, как бы мы не старались, хоть с утра до вечера, хоть 24 часа в сутки бы мы сидели здесь, мы не сможем удовлетворить за наши грехи, замолить их, потому что Христос это сделал за нас, когда принял наши грехи и распял их на кресте, даровав нам прощение. Поэтому мы приходим: чтобы радоваться этому, принять этот дар прощения, чтобы мы вновь пережили открытые объятия Бога Отца, как это было в Евангелии. Потому что отец - главное действующее лицо там. За это мы можем только благодарить. Мы не в силах дать это себе сами. Дар прощения - это дар настоящей радости, это призыв к полноте жизни, это то, что дает опять нам только Бог как Свой дар, мы не можем этого добиться. Никак. Дорогие, именно поэтому для нас Таинство Исповеди является таким красивым и важным.
Конечно, иногда мы ощущаем, что трудно говорить плохо о себе. Это естественно: кому бы хотелось жаловаться на себя или говорить о том, какой я плохой. Но не об этом речь. Нет, мы люди не плохие, хотя иногда совершаем плохие деяния. Но здесь опять не это важное: что подумает обо мне священник, что мне скажет? Зачем я пойду кому-то там говорить что-то плохое, лучше закрыть глаза и сказать: нет никакого греха и ничего. Но это не получается, потому что мы не можем сбежать сами от себя, а мы можем только избавиться от этого бремени и вновь осознать, что есть что-то более красивое в моей жизни. Поэтому когда мы идем на исповедь, мы хотим, в первую очередь, видеть, что это есть проявление прощающей Божьей любви ко мне, который обнимает меня, который хочет вновь сказать мне то, что сказал при крещении: "ты Мой возлюбленный сын, ты Моя возлюбленная дочь, в тебе Мое благоволение". Как это красиво! И не только в будущем, как мы говорили. Это здесь и сейчас. Это я могу переживать каждый день, осознавая это, делиться этим с другими людьми. "Если было бы это только после смерти, зачем тогда наша жизнь в этом мире?" - как кто-то задал такой вопрос. Дорогие, пусть будет в нашем сердце сегодня благодарность за эту милосердную любовь Христа к нам, проявленную таким необычным способом на кресте.
Папа Франциск, который сегодня находится с пастырским визитом в стране Марокко, которая на 99% мусульманская, пришел туда как вестник мира и братства. А мы, как верующие во Христа, можем прислушаться к его словам, которые он сказал накануне. Позвольте, я бы их сейчас процитировал и завершил это наше размышление как раз его словами. Папа сказал: "Вот сердце исповеди: не грехи, которые мы перечисляем, а любовь Бога, которую получили и в которой постоянно нуждаемся. Мы можем все еще сомневаться: зачем исповедоваться, если я совершаю все время одни и те же грехи. Но Господь нас знает. Он знает, что внутренняя борьба тяжела, что мы слабы и склонны к падению, что мы рецидивисты в совершении зла. И Он предлагает нам стать рецидивистами в добре, прося и прося о милосердии." Аминь.
Автор: о. Андрей Ферко, Генеральный Викарий нашей Преображенской Епархии, г. Новосибирск
Фото: Евгений Кочетов, г. Томск
Благодарим о. Андрея Ферко за проведение реколлекций, а всем участникам желаем благодати обращения.