Память св. Варнавы, апостола
11 Июнь 2020 13:25 | Церковь в России
Святой Варнава не входил в число двенадцати апостолов, но был человеком добродетельным, с крепкой верой, за это его называли апостолом. Варнава одним из первых совершил путешествие, чтобы нести Благую весть народам. Именно он увещевал Павла на эту миссию.
В Библии Варнава впервые упоминается среди тех, кто собрался вокруг апостолов после смерти Иисуса в Иерусалиме. Это была община верующих, живущих братской жизнью, делившихся своим имуществом. По преданию, о котором сообщает Евсевий Кесарийский со ссылкой на Климента Александрийского, Варнава входил в число 72 учеников, посланных Иисусом с миссией возвещать Царство Божье, а потому он уже был в кругу Его последователей. Что касается происхождения Варнавы, то из Священного Писания мы знаем, что он родился на острове Кипр, был евреем и назывался Иосией.
В христианской общине Варнава имел непререкаемый авторитет. Он первым поверил в обращение Павла, пришедшего в Иерусалим на встречу с апостолами сразу после события, случившегося с ним на дороге в Дамаск. Хотя многие не доверяли Савлу (зная, что он был гонителем христиан), Варнава принял его и ввел в общину. Позже Варнава снова вмешался в жизнь Павла, подтолкнув его к миссии апостола язычников. Они вдвоем оставались в Антиохии на протяжении года, наставляя многих, и именно здесь впервые ученики были названы христианами.
После проповеди в Антиохии Варнава и Павел отправляются с новой миссией на Кипр. С ними был также Иоанн, прозванный Марком (евангелист), двоюродный брат Варнавы. Следующий этап - Панфилия, но здесь Иоанн решает вернуться в Иерусалим. Варнава и Павел продолжают путь в Антиохию Писидийскую, Иконию, Листру, Дервию и возвращаются в сирийскую Антиохию. Кроме того, они останавливаются в Пергии и Атталии. Между тем, растущее число обращений язычников вызывало споры о необходимости обрезания, поэтому около 49-го года Варнава и Павел вернулись в Иерусалим, чтобы обсудить это с апостолами. Вскоре после этого они стали готовиться к новой миссии, но Варнава захотел снова взять с собой Иоанна, в то время как Павел был против: он не считал этого юношу необходимым попутчиком. Варнава не был согласен с Павлом, поэтому их пути разошлись: Варнава с Марком отправились на Кипр, Павел уехал в Азию. «Даже среди святых есть контрасты, разногласия, споры. И это мне кажется очень утешительным, потому что мы видим, что святые – это люди из плоти и крови, как все мы, что они не сошли с небес», – говорил Бенедикт XVI, вспоминая в катехизическом наставлении на общей аудиенции 31 января 2007 года о связи между Варнавой и Павлом. Святость заключается не в том, чтобы никогда не ошибаться, а в том, чтобы расти в способности признания своих ошибок и в готовности начать все сначала, но прежде всего в способности прощать. И в самом деле, позже Павел изменит свое мнение о Марке, признав, что был неправ.
Новый Завет больше не дает никаких сведений о Варнаве, но в византийских документах сообщается о его путешествии с Петром в Рим. Оттуда он продолжил путь в северную Италию. В Милане его проповедь привела ко многим обращениям, положив тем самым начало первой христианской общине в городе, который по этой причине считает его своим первым епископом. В «Деяниях Варнавы», произведении пятого века, рассказывается о его смерти в Саламине, где сирийские иудеи побили его камнями в 61 году.