Календарь

  • 29.06.21 День святых апостолов Петра и Павла
  • 24.06.21 Рождество Иоанна Крестителя
  • 13.06.21 День Святого Антония
  • 11.06.21 Пресвятое Сердце Иисуса
  • 11.06.21 Св. Варнава, Апостол
Онлайн-трансляции Богослужений

Культура встречи. Конференция на встречи супружеских пар

Конференция на встречи супружеских пар

Мы пережили и успешно закончили все праздники. Мы поздравляли друг друга с Рождеством, с Новым Годом, а потом ещё раз с Рождеством и с Новым Годом, и с Богоявлением и Крещением Господним… И было несколько дней выходных, и все это ввело нас в атмосферу праздников...

Я недавно спросил одного человека, которого давно не видел – как живете? Он ответил – от праздника до праздника. И думаю, что это очень честный и интересный ответ. Мы так часто живем…

Но сейчас все это закончилось, пришло обычное, рядовое время – и в жизни и в литургии. В литургии свидетельствует об этом зеленый цвет, который будем видеть до начала Великого Поста (5.03).

В литургии, в рядовое время Церковь дает нам цвет зеленый – не серый. Зеленый это цвет надежды, жизни…

Праздники в нашей жизни это исключение, нашей повседневной пищей является хлеб, а не торт.

Мы часто подчеркиваем роль праздников, а надо напоминать себе, что главное в нашей жизни, это самое частое в нашей жизни - это хлеб насущный, это повседневная жизнь, это обычные наши обязанности.

Кто-то однажды сказал такую мысль, что быть настоящим героем, это красиво переживать самые обычные минуты в самые обычные дни.
А нам часто трудно это переживать, наша неспокойная природа стремится к чему-то новому, необычному, хочет что-то в жизни менять…
Обычная жизнь часто ассоциируется – скучная жизнь.

А вот именно в этом, что определяем как – обыкновенность, происходит самое главное, и самое красивое, и самое важное.

И хочу вам предложить, дорогие супруги, чтобы мы над этим сегодня поразмышляли.

Неделю назад о. Андрей очень интересно начал свою проповедь – я точно не помню, но передам это так, как я это воспринял, как я это запомнил. Стоит напомнить, что Евангелие тогда было об Иоанне Крестителе, который увидел Иисуса и сказал – вот Агнец Божий, а потом свидетельствовал об этой встрече.

О. Андрей, начиная проповедь, говорил – техника развивается, у нас есть сотовые телефоны, интернет, skype, мы можем быстро передавать информацию, но этого недостаточно, чтобы встретиться с человеком.

Потом он показывал пример св. Иоанна Крестителя, который говорил – я Его не знал. Хотя о Нем другим говорил, готовил людей к встрече с Ним, рассказывал о Нем, но потом говорит – я Его не знал.

Не знал, потому что лично не встретил, не разговаривал, не посмотрел в глаза, не общался.

Вот, продолжая эту мысль, стоит подчеркнуть роль обычной, но личной встречи человека с человеком.

Папа Франциск в последнее время часто говорит про «культуру встречи». Очень интересное понятие – культура встречи.

Я тоже хочу, чтобы сегодня мы – вы, задумались над такой культурой встречи – встречи мужа и жены, в обычной повседневной жизни.

Недавно одна из наших сестер рассказывала, что в школе, на уроке религии обсуждала с детьми Божии заповеди. Когда говорили о первой заповеди, сестра разъясняла детям, что таким идолом, который может встать на место Бога может стать интернет, компьютер. И привела пример – вот, например мужчина возвращается с работы и сразу садится за компьютер, не обращая внимания на семью… Тогда дети оживились и многие из них начали говорить – да, это так как мой папа!

Живут вместе? – живут. Не развелись? – не развелись. Не изменяют друг другу? – Нет. А значит в чем проблема?

Проблема в том, что они живут вместе, но часто не встречаются. Каждый живет для себя. Коммуникация между ними более похожа на отношения между сотрудниками в одной фирме, чем на семейные отношения.

Я встречал в жизни таких людей, которые часто мне что-то пишут – смс, в контакте, разными способами, но убегают от личной встречи. Даже иногда прямо говорят, что им трудно так просто посмотреть в глаза и поговорить.

Кажется и во многих семьях, в супружеских парах, происходит что-то похожее. Можно написать общение, сказать что надо сделать, решить насущные вопросы, но там нет настоящей встречи, общения…

Мне очень нравится слово «общение», в русском языке это слово часто употребляется. В польском языке, например, есть такое слово, но оно употребляется очень редко, в обычных разговорах его практически нет. А оно выражает что-то другое, нежели разговор или встреча, это не официальный договор, решение проблемы, это даже не только слова. Думаю, что смысл этого слова можно выразить – быть вместе, свободно, без какого-то напряга – быть вместе. Это какие-то спокойные, свободные отношения, близкие отношения.

Часто вижу людей, которые общаются более с сотовым телефоном, чем – через него с человеком. Чаще общаются с социальной сетью, с компьютером, чем через него с человеком.

И тут хочу подчеркнуть разницу, что никогда мы не сможем встретиться с человеком через телефон, через интернет.

Это будет какая-то встреча, но не встреча в полном значении этого слова.

Это может помочь, если живем далеко и невозможно встретиться лично. Я по скайпу разговариваю с родителями. Нет возможности встретиться лично, поэтому лучше так, чем вообще не разговаривать, или чем звонить по телефону. Но нельзя по скайпу, по телефону разговаривать, живя в одной квартире.

Это не одно и то же, когда приходите на встречу, и когда прочтёте конференцию на сайте. Это не одно и то же, когда поговорите по телефону, даже долго, и когда лично встречаетесь.

Современная техника, техника, которая присутствует также и в евангелизации, пришла к тому, что можно в интернете участвовать в адорации Пресвятых Даров. В Польше создали такой сайт – adoracja.net, где можно увидеть прямую трансляцию с адорации. Это интересная идея, многим нравится, я сам часто во время молитвы себе включаю, но это не заменит и не может заменить личной адорации Пресвятых Даров.

Поэтому Церковь не разрешает ни в коем случае исповедоваться по телефону или по интернету. Можно сказать все грехи по телефону, может священник дать наставление, может даже произнести слова отпущения грехов, но таинство не совершится.

И также супруги, семья…

Бывают ситуации, что супругам приходится жить отдельно, на расстоянии, но это не нормально, так быть не должно, и надо стремиться, чтобы это изменить.

Могут супруги поговорить по скайпу, могут сказать, как любят друга, но там не будет объятия, поцелуя, этого множества жестов, знаков проявления любви, заботы, внимания. Или хотя бы, без личной связи, не совершится этот самый глубокий акт встречи супругов, их самые глубокие и интимные отношения. Никак на расстоянии не сможет совершиться зачатие новой жизни, нового человека.

Дорогие супруги.

Культура встречи - это быть вместе.

И тут хочу вам задать вопросы, что-то подсказать…

Сколько времени вы проводите вместе? Когда вы дома – на каком расстоянии вы друг от друга находитесь чаще всего? Как часто и как долго вы смотрите друг на друга – уделяете внимание друг другу? – если смотрите в компьютер, телефон – не считается.

Меня лично раздражает, когда сидим на какой-то довольно серьезной встрече, и в это время кому-то звонит телефон и он либо выходит, либо даже берет трубку и разговаривает. Думаю, что можно на время встречи отключить телефон.

А почему бы и дома, когда вся семья вместе, когда смотрите друг на друга, и все самые близкие дома, не отключить телефон, чтобы никто не мешал.

Дорогие супруги, хочу вам предложить, чтобы вы за этот месяц попробовали быть ближе друг к другу – даже физически.

Однажды кто-то пришел ко мне в гости, и я пошел сделать чай. Интересно, что этот человек не сидел в комнате, не ждал, но пошел со мной, чтобы и в это время разговаривать.

Может и для вас, супругов, это будет неплохой совет – жена готовит обед, муж вернулся с работы, может стоит, чтобы муж, даже если ей не помогает, то сел рядом, чтобы были вместе.

Когда сидите в комнате, как далеко друг от друга сидите? Может стоит ближе сесть?

Когда вы в храме? Вы стоите вместе? Когда делаете покупки, делаете вместе?

Для меня в этом приходе очень нравится – нигде больше такого не видел – что когда супруги принимают Причастие, то потом ждут друг друга, и вместе уходят.

Недавно я смотрел запись конференции Ванды Пултавской. Старенькая бабушка, врач, друг Иоанна Павла II, когда он был обычным священником, и они с молодежью встречались, ездили куда-то, она была среди этой молодежи.

Она врач, семейный человек, помогала семьям, распространяла учение Иоанна Павла II. Сейчас это старенькая бабушка, но ещё её приглашают на разные конференции. Старый человек имеет опыт. В Библии старый человек, это синоним мудрого человека, мудреца.

И она со своего опыта говорит супругам – я против разных техник диалога, книжек на эту тему, вы супруги просто начните обниматься, целоваться, чтобы между вами была такая нежность, близость, тут не надо много говорить.

Я недавно смотрел, слушал разные конференции, людей, которые занимаются евангелизацией, или помогают семьям, но мирян, живущих в браке.

И то, что меня удивило, это их свидетельство, которое они, возможно, даже несознательно сказали. Они говорят – меня приглашали на конференцию… я раньше ездил один, сейчас мы ездим вместе с женой… Как будто эти люди дозревают до того, что если хотят евангелизировать, говорить о Боге, то должны свидетельствовать своим примером – единством своей семьи, своего брака.

Помню, недавно в Польше меня пригласила одна семья, с которой я не так давно познакомился, но мы уже подружились, у них 5 детей. Мы поговорили, пообщались на разные темы, но в основном связанные с Богом, Церковью и жизнью их семьи. Мужчина, муж, отец, сказал такую фразу – мне рекомендовали разные встречи, очень хорошие, набожные, разные книги, все это хорошо. Но я в один момент понял, что заботясь о своей духовной жизни и о том, чтобы узнавать как мне надо вести себя как муж и отец, у меня не остается времени, чтобы быть с семей. Поэтому я много из этого оставил, чтобы просто быть с ними и для них.

Мы иногда все книги хотим прочитать, все встречи посетить, но нет времени, чтобы просто быть вместе, чтобы просто общаться.

Человек впадает в зависимость, если долго находится под каким-то влиянием. Обычно зависимость это что-то плохое, но есть и такая зависимость, такие зависимости, которые являются чем-то очень хорошим.

Мы должны ощущать зависимость от Бога, молитвы, Евхаристии, но также супруги должны жить в зависимости друг от друга – муж от жены, жена от мужа. Но это не должна быть зависимость материальная, но зависимость на всех уровнях, полностью, вся жизнь.
Но чтобы впасть в зависимость, надо долго и часто быть вместе.

Я иногда наблюдаю пары, влюбленных, как они жить друг без друга не могут, как смотрят друг на друга… Интересно на них смотреть. Конечно это эмоциональный период. Но, кажется, есть какая-то связь между тем, что они много времени проводят вместе, что смотрят друг на друга, и их эмоциональным состоянием и привязанностью друг к другу.

Есть связь между состоянием нашей духовной жизни и тем, сколько времени уделяем молитве, адорации, как часто участвуем в Святой Мессе, как часто исповедуемся.

Дорогие супруги,

Быть вместе, быть рядом, больше времени проводить вместе, смотреть друг на друга, находиться недалеко, общаться.

Я вас знаю, я знаю, что говорю, я знаю, что между вами бывают напряжения, что возможно, слушаете эти советы как сказки.

Но не получится восстановить связи, если не будет частого, спокойного общения. Божьего благословения никто не отменял – оно есть и будет. Но это как ток, который имеет силу, но нужны провода, нужна связь, чтобы этот ток мог между вами работать.

Попробуйте больше быть вместе – на разных уровнях – смотреть друг на друга, разговаривать друг с другом, находиться рядом друг с другом, прикасаться, обниматься – даже если сначала кажется, что это искусственно и неискренно – ничего страшного – как упражнение, как попытка, как выполнение задания – стоит попробовать.

о.Марэк Ящковски
Конференция на встречи супружеских пар
Томск, 26.01.2014 г.

Проповедь на Богоявление 6 января 2014 г.

Сегодня отмечаем Торжество – Богоявление. И хотя в Евангелии слышим о волхвах с востока, которые упорно стремились увидеть Иисуса, надо подчеркнуть то, что говорит нам само слово: «Богоявление» – это Бог явится, хочет явиться миру.
Волхвы с востока это символ всех людей, всех времен и народов, которые приходят к Иисусу, которые ищут Иисуса, которые поклоняются Ему.
И тут хочу предложить, чтобы мы немножко задумались над этим явлением – вера, религия, набожность…
Сегодня видим волхвов с востока… Они читали в мудрых книгах, они видели звезду и думали, что она означает? Они изучали пророчества, и пошли в поисках Царя. Им хотелось, они оставили уютные жилища, и пошли в дорогу.
Они начали свое паломничество, они не побоялись трудов дороги, они решились и пошли. Они спрашивали даже у Ирода. Кстати, мы точно не знаем, кем были волхвы, но если они спрашивали у Ирода, и он с ними разговаривал, значит это были важные, серьезные люди. Простые пастухи не могли бы попасть во дворец Ирода.
С другой стороны, это были язычники, это не были представители избранного народа, верующие люди – это просто люди, ищущие Бога, или даже сначала – люди ищущие истины.
Сколько усилий они приложили, чтобы встретить, увидеть Иисуса, как они внимательно искали, какие дары принесли…
И с другой стороны, как контраст – где они нашли Иисуса?
Не было для них места в гостинице… А вчера мы слышали слова – «Пришёл к своим, и свои Его не приняли».
С одной стороны «свои», от которых Иисус мог бы ожидать принятия, поклонения, заботы – люди, которые знали пророчества, веровали – и они Его не узнали, не приняли… С другой стороны, казалось бы совсем чужие люди, которые ищут, стараются, преодолевают трудности, прикладывают усилия, и поклоняются Иисусу.
Разве не так и сегодня?
Иисус родился, пришел к своим, с великой надеждой, что они откроют свои сердца… Как много людей, которые когда-то приходили в Церковь, прошли катехуменат, слышали много проповедей, участвовали в разных встречах, принимали таинства, очень глубоко верили, искренно поклонялись Богу…
Сегодня их нет, не пришли в Церковь, не исповедовались перед Рождеством, не приняли Причастия… Живут так, как будто им было это безразлично, что Иисус родился, что Он хочет быть с ними, что Он хочет явиться – явиться в их жизни.
Не было для них места в гостинице… Не было для Иисуса места в их сердцах – раньше было, сейчас уже нет…
«Пришёл к своим, и свои Его не приняли» - они – свои Иисусу, не приняли Его!
Несколько раз, на разных встречах за последнее время, участники спонтанно поднимали эту тему – а почему этот или этот человек не приходит… Что с ним случилось?
И хочу, чтобы мы их вспомнили сегодня в наших молитвах, чтобы мы их, их жизнь, их веру, их настоящее и будущее положили с хостией и вином на алтарь Иисуса. Пусть Иисус их найдет!
А если их увидите, сегодня, в ближайшие время – передавайте им, пожалуйста, привет – от меня, от нашей Евхаристической общины, от нашей Церкви, и, думаю что имею право сейчас так сказать, от самого Иисуса.
И в этот же самый момент рядом переходят совсем чужие люди, которые ещё немного знают о Боге, о вере о Церкви… И они приходят, и собираются в группе катехумената, евангелизации, в группе для тех, кто интересуется вопросами веры… И приходят те, которые ещё на такой шаг не решились, но со слезами в глазах падают на колени перед Иисусом.
А есть и такие, которые ещё совсем Бога не знают, потому что никто им серьезно о Нем не рассказал, но если бы они узнали, увидели пример, они бы с радостью великой прибежали сюда – они ищут Бога. Я в этом убеждаюсь каждый раз, когда встречаюсь с людьми вне Церкви – приходят, например, группы студентов на экскурсию в наш храм, или когда попадаю на разные встречи с людьми, например в каком-то университете, или сюда, в храм «случайно» попадают люди не с нашей общины… Сколько у них вопросов и какие серьезные, и как они слушают...

Бог хочет явиться миру, много современных волхвов на востоке смотрят на звезду и не знают, что она означает. Сам Иисус с одной стороны и они с другой, ждут и просят, чтобы кто-то из «своих» подошел и подсказал, помог.

Сегодняшний праздник, это призыв к апостольству, к евангелизации, это день, в котором мы должны напомнить себе, что мы призваны к апостольству. Конечно не фанатичному, когда будем давить на человека, навязывать свою веру, свое мировоззрение, ослеплять нашим светом. Нет, в этих вопросах всегда на первом месте должна быть свобода – свобода выбора.

Апостольство имеет свой порядок – сначала молитва за человека, потом наш личный пример веры и жизни верой, а потом, если есть вопросы, есть возможность, то деликатные, очень деликатные слова.

Как кто-то сказал – мы должны говорить о Боге только тогда, когда нас спрашивают, но жить так, чтобы спрашивали.
Поэтому, рядом с теми, которые свои, а не приняли Иисуса, потерялись, хочу в молитве отдать Богу сегодня всех людей, которых Бог дает нам, вверяет нашей апостольской заботе, а значит всех, кто живет в Томске и Томской области, и кто ещё Бога не знает, их всех – каждого из них сегодня в молитве приносим Богу.

Бог, Иисус, хочет явиться всему миру – каждому человеку, а мы должны Ему в этом помочь.

И также в этой молитве, со смирением посмотрим на себя, слабых людей, которые сегодня пришли поклониться Иисусу, и помолимся за самих себя, чтобы мы никогда не покинули Бога, не отошли от Бога, от веры, от Церкви.

Есть одна очень красивая молитва, которой молятся священники во время каждой Святой Мессы перед Причастием, но молятся в тишине и вы этого не слышите. Пусть это будет сейчас наша совместная молитва:

Господи Иисусе Христе, Сын Бога живого, по воле Отца при содействии Святого Духа смертью Своею оживотворивший мир, священным Телом и Кровью Своею избавь меня от всех беззаконий моих и всякого зла, помоги всегда соблюдать заповеди Твои и не дай мне отдалиться от Тебя.

о.Марэк Ящковски

Рождественская проповедь 25 декабря 2013 г.

Рождество Христово, 25.12.2013

Дорогие братья и сестры!

Приветствую и поздравляю Вас в эту великую и радостную, рождественскую ночь!

И трудно сегодня не начать словами ангела, которые слышим в Евангелии, словами Благой Вести: «не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь». Великая радость…
Но стоит также в такой день, такую ночь, кроме прекрасных ощущений, впечатлений, хороших эмоций, поразмышлять над глубиной этой Благой Вести. Поставить себе, возможно, и трудные, серьезные вопросы нашей духовной и не только жизни.

Почему Иисус – Бог, пришел в мир как ребенок? Почему не спустился сразу во славе и величии, но пришел в мир такой маленький и слабый?
В нескольких семьях нашего прихода недавно родился ребенок. Мы, как их друзья и знакомые, братья и сестры, могли наблюдать, как они переживают, а мы с ними, как для них это важно, как это влияет на их жизнь. И мы все их поздравляли и поздравляем сейчас, потому что это радостное событие.

Мы сейчас, когда родился ребенок, не говорим, не думаем о том, что будет трудно его воспитывать, что иногда ночью родители не смогут спать, что будут переживать когда ребенок заболеет, и будет им неприятно, когда потом, их любимый ребенок, не будет слушаться родителей, и много других проблем, которые обычно переживают родители… Но сейчас это неважно – он родился, он живет, он есть! Сейчас мы радуемся и поздравляем родителей.

Но стоит заметить, что родители принимают ребенка на долгие годы непрестанной заботы… Особенно когда он маленький, нельзя оставить его без присмотра. Даже если он не плачет, ведет себя очень тихо, родители переживают – почему там так тихо, может что-то случилось…
Кто-то из родителей не ходит на работу, чтобы быть с ним, а потом, если надо родители ищут няньку, родители часто не ездят в отпуск, на экскурсии, а даже и в храм не приходят, потому что не с кем оставить ребенка.

И даже не хочется думать, представлять себе, что было бы, если бы родители на несколько дней оставили ребенка, забыли о нем, бросили… Не хочется нам даже думать… Это ужасно!

И вот Божий Сын принял вид ребенка, пришел в мир как ребенок, маленькое дитя…
И читаем сегодня, что Иосиф, ходил и искал место, где дитя может родиться…

И читаем «И родила (Мария)Сына Своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли; потому что не было им места в гостинице». Не было им места…

Мы говорим, так себе это представляем, что там был холод. Может, на самом деле не так уж холодно там было – мы смотрим так потому, что тут у нас сегодня холодно, хотя для Сибири, то и так зима нас балует…
Но если говорим про холод, это также атмосфера – ясли, вертеп, сарай…
В такой атмосфере родился Бог – в такой атмосфере родится Бог – Иисус Христос.
И Он нам что-то важное показывает – Он ищет тепла. Он ищет тёплого сердца, которое примет Его.

Дорогой брат, дорогая сестра!

Хочешь ли ты принять в свое сердце Иисуса – сейчас. Он ищет тёплого сердца. Он, маленький Иисус, который только что родился, ему холодно, неприятно – зима, сарай, ясли – Он маленький – ищет теплоты… Стоит перед дверью Твоего сердца и ждет, и просит: прими Меня, дай Мне погреться, почувствовать твою теплоту…

Что ответишь? Примешь Иисуса в свое сердце? Кто из вас примет?

Вот, Иисус своим рождением, своим пришествием в виде ребенка, рождением в бедности, нищете, хочет нам сказать: «Я хочу жить в Твоем сердце. Прими Меня в свое сердце, прими Меня в свою жизнь!»

Вот Иисус родился… Мы Его приняли, отпраздновали Рождество – и что дальше? Ведь ребенок не исчез, не ушел, он есть… И дальше надо быть с Ним, заботиться о Нем, разговаривать – и тут начинаются проблемы.
Мы, люди 21 века, имеем огромную проблему с постоянством.
Мы покрестились – значит открыли сердце для Бога, в моем сердце родился Иисус, но потом перестаем молиться, не продолжаем нашей веры – жизни верой… Что тогда происходит с Иисусом, который маленький родился в сердце, в нашей жизни, в момент крещения? – Получается, мы Его оставили, покинули, бросили ребенка…

Человек пришел в Церковь, хорошо себя чувствовал, принял Причастье, исповедовался, было хорошо и приятно, слезы в глазах, прекрасные эмоции… Прошло время, эмоции успокоились, лень приходит в Церковь, страх сходить на исповедь, много работы… Так легко оправдаться… Но подумай, что тогда происходит с Иисусом, Которого ты принял как ребенка в свою жизнь – ты Его бросил…

Человек принял Иисуса, открыл перед ним сердце, в сердце сделал красивые, теплые ясли… и сказал человек Иисусу – я навсегда Твой – только Ты Иисус! Прошло время, рядом появился другой человек, присутствие которого в сердце несовместимо с присутствием Иисуса. Открываешь дверь своего сердца для этого человека… А что в это время происходит с Иисусом? – ты Его бросил, ты Его выгнал, а Он маленький ребенок…
Человек женился, венчался, перед Богом обещал другому человеку любить и уважать его до конца своей жизни. В момент венчания, супруги приняли Иисуса – открыли свои сердца для маленького, новорожденного Иисуса… Потом пришла суета, а потом кризис, и муж ушел от жены… Так легко сказать – все так делают… Но посмотри на это честно – ты оставил маленького ребенка – Иисуса, без присмотра, без опеки – Он не справится – умрет.

Однажды спросили стареньких супругов – как вы это сделали, что так много лет вы пережили вместе? Ведь сейчас столько разводов… Они ответили – знаете, раньше если что-то ломалось, то ремонтировали это, сейчас выбрасывают и приобретают новое.

Очень мудрый ответ, и не только как сравнение, но этот ответ указывает также на проблему менталитета, человека наших времен.
Действительно, сейчас проще использованную вещь выбросить и приобрести новую, чем ремонтировать старую.

И мы так привыкли жить – покупаем куртку, обувь – используем и выбрасываем, часы сломались – выбрасываем, покупаем новые. Даже машина, ездит несколько лет, начинает ломаться, продаем, покупаем новую… И я не говорю, что это плохо, но мы привыкаем иногда, что в нашей жизни нет ничего постоянного, все меняется. Такое поведение, привычки, мы начинаем переносить также и на духовную жизнь, также и на призвание. Тут тоже – нет ничего постоянного…

Прихожу в церковь как приятно, но потом вдруг не хочется, какие-то испытания, кризис веры – первое препятствие и уже уходим, бросаем… без борьбы сдаемся – покидаем, убегаем, оставляем ребенка – дитя Иисуса – Ему опять холодно…

Конечно, мы умные люди, умеем найти красивые оправдания, которые успокоят нашу совесть – вплоть до того, что может и Бога нет?...
Так тоже и с призванием – жизненным призванием – молодые люди влюбились друг в друга, заключили брак, обвенчались, потом первая проблема, первое препятствие, и обещание, даже клятва перед Богом, не имеют значения. Без борьбы убегают, оставляя не только друг друга, но также маленького Иисуса…

Или другая крайность – молодые люди, глядя на все это боятся принять решение на всю жизнь, боятся ответственности, не верят, что можно быть постоянным, верным, что можно выдержать до конца… Также сдаются без борьбы…

Дорогие братья и сестры!

Может такие серьезные примеры, такие проблемы, не касаются нас всех, но, кажется, проблема непостоянства в вере и жизни, в отношениях с Богом и другим человеком, это проблема, которая касается многих из нас, а может и всех.

Посмотрим только на наши намерения, которые охотно принимаем во время реколлекций, на адвент, после исповеди, а потом забываем в повседневной суете… Наши молитвы, о которых забываем, исповедь, которую откладываем, Св. Месса, на которую не успеваем… Как нам не хватает постоянства!

А сколько наших братьев и сестер, верующих, христиан, так красиво начинали, приходили, молились и… пропали, исчезли…
А может им так легко это удалось, потому что и нам не хватило верности в молитве за них. Может стоит сегодня их отдать в молитве Новорожденному Иисусу и попросить, чтобы Он их нашел, в сарай их жизни, чтобы вновь там родился.

Постоянство, систематичность, ответственность – это слова, которые зачастую даже слышать не хотим. Они сильно ударяют по совести. Но если мы приглашаем Иисуса, если готовим Ему теплые и уютные ясли в своем сердце, то не можем Его так просто и легко бросить. Эти слова – постоянство, систематичность, ответственность – должны стать нашими чертами, нашими качествами, программой нашей жизни.

Мы в нашем приходе, во время реколлекций, приняли икону – Божьей Матери Неустанной Помощи. Прекрасная икона, глубокая, полная надежды молитва – Мария, которая непрестанно хочет, непрестанно готова помогать. Помогать – кому?

Мы немножко эгоистично думаем – как кому? – нам.
Но, в первую очередь Она помогает Иисусу – новорожденному Иисусу. Она сказала: «вот, я раба Господня, да будет мне по слову твоему». И Она верна этому слову, она бодрствует, заботится, помогает. Она не бросает ребенка, не убегает – Она, пример постоянства, верности, ответственности… А с Ней и святой Иосиф.

Посмотрим хотя бы, как через двенадцать лет они три дня ищут Иисуса, как переживают, искали до конца, пока не нашли – это пример постоянной любви, верности до конца.

Мария, Мать Неустанной Помощи – помоги и нам быть такими же верными, постоянными в вере, в нашей любви к Иисусу. Помоги нам, чтобы мы в течение этого года не оставили Дитя Иисуса – чтобы мы каждый день молились, каждое воскресенье участвовали в Святой Мессе, Причащались, чтобы мы каждый месяц исповедовались, чтобы мы были верны своему призванию – мужу, жене, семье, апостольскому призванию…
Дорогие братья и сестры!

Может эти слова, которые я сегодня говорил, не всегда было приятно слушать, может это затронуло какое-то больное место, трудную тему… Но нам надо сегодня обратить внимание, что Рождество Иисуса, которое из года в год празднуем, повторяем, напоминает нам, что для нас есть шанс, что мы, даже если потерялись, можем заново начать. Иисус хочет дать нам новую жизнь, новый шанс, новые силы, новую надежду. Достаточно, чтобы мы были на это открыты, чтобы мы хотели, желали…

И такой встречи с новорожденным, встречи, которая даст вам новую силу, новую надежду и радость, я вам всем сегодня желаю.

С Рождеством Вас Христовым!

25 декабря 2013 года. о.Марэк Ящковски

Идите и научите все народы

Конференция на встречи супружеских пар

Дорогие супруги!

В первую очередь, хочу Вас поблагодарить за Ваше свидетельство веры, которое вы дали во время реколлекции. Я возвращаюсь к тому событию с великой радостью, и могу честно сказать, что это меня, священника, укрепляет в вере и в призвании, дает новые силы и энтузиазм.

Вспоминаю сейчас, в первую очередь, ваше обновление супружеских обетов, ваши молитвы перед Иисусом, присутствующим в Пресвятых Дарах и в общине Церкви (потому что молитва была не только в тишине, но и вслух).

Вспоминаю ваше сосредоточение во время каждодневной адорации, а также вашу адорацию ночью.

Вспоминаю и то, как Вы внимательно слушали конференции, как глубоко делились во время утреннего размышления, деления в группах, когда мы подводили итоги, а также в личных разговорах…

И вспоминаю именно эти, личные разговоры (конечно, не содержание, потому, что все это я забыл), например то, как вы приходили, даже ночью, когда я был сильно уставший, но радостный, что могу как-нибудь вам послужить.

Я тогда и сегодня прославляю Бога, за то, что дает мне участвовать в таком прекрасном Своем деле, что могу быть свидетелем, говоря словами Иоанна Павла II: «священник является свидетелем чудес, какие Божье Милосердие совершает в сердцах людей».

Слава Богу за всё. Спасибо вам, дорогие супруги за эти реколлекции, за ваше свидетельство веры.

Дорогие братья и сестры, дорогие супруги.

Мы в пути, мы в паломничестве, нам нельзя останавливаться, расслабляться, нам надо продолжать наш путь к Небесной Отчизне, ведь туда, кажется, стремимся.

Поэтому, после радости и восторга, от действия Духа Святого во время реколлекции, надо принять это как новые силы, новый энтузиазм, новое начало в работе над собой и продолжать, идти дальше с новыми силами.

Итак, хочу вам задать некоторые вопросы:

- Как получается выполнять намерение?
- вернулись ли вы, хотя бы один раз, к мыслям, которые вы записали во время реколлекции?
- какие мысли из реколлекции вы могли бы сегодня повторить, не глядя в тетрадку?
- какие знаки действия Бога вы заметили во время реколлекций и за последний месяц – после реколлекций? – что-нибудь изменилось?

Рекомендую, чтобы вы сегодня нашли несколько минут и честно ответили в совести, на молитве, перед Богом, на эти вопросы, а также, чтобы вы, муж с женой, жена с мужем, поделились ответами на эти вопросы, своими мыслями – сегодня – 1 сентября.

Вот завтра, дети складывают портфель, тетрадки, книжки, и выходят из дома, чтобы работать, трудиться, прикладывать усилия, чтобы развивать свои таланты.

Хочу, чтобы этот момент, когда человек выходит из дома, стал образом наших сегодняшних размышлений.

Хочу также вернуться к некоторым мыслям, какие мы слышали на реколлекциях из проповедей Папы, из Всемирных Дней Молодежи.

Тема сегодняшней конференции звучит так, как тема ВДМ – „Идите и научите все народы”.

Папа Франциск очень сильно и конкретно подчеркнул тему апостольства – каждый из нас призван к апостольству.

Тут хочу напомнить некоторые мысли из последней проповеди, последней Мессы ВДМ.

«В эти дни здесь, в Рио (мы можем сказать в Ивушке), вы могли пережить прекрасный опыт встречи с Иисусом, и, встречая Его вместе с другими, ощущали радость веры. Но опыт такой встречи не может быть сокрыт в вашей жизни или в маленькой приходской группе, в движении, вашей общине. Это было бы равносильно перекрытию кислорода пылающему огню. Вера - это пламя, которое становится тем живее, чем больше им делишься, передаешь, чтобы все могли узнать, полюбить и признать Иисуса Христа, который является Господином жизни и истории».

«Иисус не сказал: если хотите, если у вас есть время, идите, но сказал: „Идите (...) и научите все народы”. Обмен опытом веры, свидетельство веры, проповедь Евангелия является поручением, которое Бог дает всей Церкви, и также тебе».

«Куда нас посылает Иисус? Нет границ, нет ограничений: посылает нас ко всем. Евангелие для всех, а не для некоторых. Не только для тех, кто кажется нам ближе, более открытым, более дружелюбным. Для всех. Не бойтесь нести Христа в любое общество, на самую периферию, тем, кто кажется наиболее далеким или равнодушным. Бог ищет всех, стремится, чтобы все почувствовали тепло Его милосердия и Его любви».

«Евангелизация является передачей личного свидетельства о любви Бога, преодоления нашего эгоизма, является служением, наклонившись, чтобы умыть ноги нашим братьям, как это сделал Иисус.

Три слова: Идите, без страха, чтобы служить. Идите, без страха, чтобы служить. Действуя в соответствии с этими тремя словами, вы испытаете, что тот, кто евангелизирует, тот евангелизируется, кто передает радость веры, получает больше радости».

Дорогие супруги.

То, что я говорил в начале, это честно и искренно – для меня ваше участие в реколлекциях - это конкретное свидетельство. Но не только для меня. Недавно я смотрел фотографии с реколлекций, с одной учительницей нашей гимназии, не нашей прихожанкой. Я видел, каким для неё это было свидетельством – просто фотографии на стенде.

Я с разными людьми разговаривал после реколлекций, рассказывал. Каким для них это было удивлением, свидетельством, даже для людей других религий, не только конфессий. А ведь это всего лишь фотографии, рассказ… Это ещё не личный пример вашей веры и вашей жизни.
Я хочу в вас сегодня разбудить жажду апостольства.

Чтобы появилась жажда, надо глубже войти в эту тему – апостольство – что это такое?

Когда мы были с молодежью в Белостоке, и также размышляли над темой веры, и также читали послание Папы – „Идите и научите все народы”, мы сделали одно, небольшое упражнение. Молодежь, как свидетельство своей веры, подготовила, для жителей Белостока концерт. Во время концерта они пели песни и рассказывали, про ВДМ, про встречи молодежи, группу молодежи в Томске…

Но, что ещё интереснее, чтобы кто-нибудь их услышал, надо людей пригласить, что в такой деревне не является простым заданием. Итак, они в субботу накануне концерта, пошли к людям. Они в маленьких группах, заходили домой, встречали людей на улице и приглашали на концерт. При этом пробовали войти с этими людьми в какой-нибудь диалог, просто пообщаться с ними, не обязательно на религиозные темы.

Когда мы с ними подводили итоги реколлекций, этот опыт встречи с людьми часто возвращался. Конечно, я не говорю, что хочу вам предложить ходить по домам и проповедовать – это было бы слишком просто.

Я хочу, вам, как и тогда молодежи, показать этот опыт, как своего рода иллюстрацию, образ апостольства. Предлагаю на основе того события обратить внимание на следующие пункты, очень важные в апостольстве:

- Они вышли к людям, чтобы с ними встретиться – иду к человеку, не жду, когда он придет ко мне. Я проявляю активность, я проявляю инициативу. То, что я вспомнил – начало школьного года – человек собирает вещи и выходит из дома. Это образ – апостольство, это выйти из дома, из своего уюта, своего эгоизма, собираю вещи и выхожу, и иду…

- Состоялась личная встреча – не через интернет, не через телефон, не через объявление, но личная встреча – человек с человеком. Они друг другу посмотрели в глаза.

- Они не начали с проповеди Евангелия, да, вообще этим не занимались, они говорили об обычных вещах, но в глазах людей выступали как представители Церкви – они действовали от имени Церкви, от имени Бога – никто не стеснялся, все знали, что это молодежь, которая приехала в Церковь. Ясная идентичность, тождество человека, это уже свидетельствует. Иногда кто-то рассказывает, что как только плохо себя повел, сразу услышал – ты христианин и так себя ведешь? Люди смотрят на нас, как на людей Бога, мы свидетельствуем, или, наоборот, не осознавая – просто своим присутствием. Тут можно вернуться к словам Папы, которые он сказал в другом месте (я это цитировал во время проповеди 11 августа):

««Всегда есть кто-то, кому сейчас хуже, чем нам!» И очень интересно развивал эту мысль: Папа призвал «подать им руку», «смотреть на них с любовью», «разделять их боль, тревоги и проблемы». «Но важно смотреть на них и помогать им не издалека, — нет! Надо идти к ним навстречу. Таков христианин! Именно этому нас учит Иисус: идти навстречу самым нуждающимся, — так же, как Иисус всегда шел навстречу людям». Он пригласил «смотреть в глаза» тем, кому даем милостыню. «Иисус учит нас, прежде всего, встречаться, и, встречаясь, помогать»,- напомнил Папа и пригласил формировать «культуру встречи», особенно в контексте «семейных неурядиц», «проблем в среде», «неприятностей на работе». Не надо бояться встречаться с теми, кто нуждается в нас, «кто переживает плохие времена». «Всегда есть кто-то, кому сейчас хуже, чем нам!»».

- Возвращаясь в Белосток – молодежь пошла к людям, и пригласила их к себе, пригласила в церковь. Это так как Филипп пригласил Нафанаила – пойди и посмотри.

С кем встречаться? К кому идти?

Что слышим во время ВДМ? – «Куда нас посылает Иисус? Нет границ, нет ограничений: посылает нас ко всем. Евангелие для всех, а не для некоторых. Не только для тех, кто кажется нам ближе, более открытым, более дружелюбным. Для всех. Не бойтесь нести Христа в любое общество, на самую периферию, тем, кто кажется наиболее далеким или равнодушным. Бог ищет всех, стремится, чтобы все почувствовали тепло Его милосердия и Его любви».

Скажу вам честно – мне эти слова спокойно жить не дают… Личная встреча с человеком, периферия, не только те, кто более открыт, кто ближе, кто дружелюбный…

И знаете, я признаюсь вам, что у меня появляются угрызения совести…

Во-первых, мне не хватает общения с людьми с периферии, людьми, которые «не наши», которые ведут себя по-другому…

Я поехал в магазин за покупками, вышел из магазина, загрузил вещи в машину и тут же, неожиданно, идет ко мне Цыганка. Конечно, как Цыгане, вела себе нагло, хотела денег, хотела мне рассказать мое будущее, но я быстро сел в машину, что-то сказал, чтобы избавиться от неё и уехал. И потом я думаю – ведь это человек, можно было с ней, хотя бы, как с человеком поговорить, посмотреть в глаза… Я тогда вспомнил эти слова Папы…

А потом был последний вторник, вечером после Мессы, когда я остался один в храме, неожиданно зашел в храм бедный, бездомный человек. Начал требовать денег, достаточно нагло, я может и немножко испугался, но не сильно, и хотел избавиться от него. То, что я ему денег не дал, это, конечно, я считаю правильно, но потом я начал молиться и думать перед Богом, зачем он мне посылает такого человека?

И опять появились угрызения совести – я не поговорил с ним как с человеком, я не поинтересовался тем, как он живет, кто он. Я не попробовал спокойно объяснить ему почему я не дам ему денег. Это было в эмоциях, грубо. А ведь он пришел ко мне, пришел в Церковь… Это человек, к которому также посылает меня Бог, хотя он может и с периферии…

Но я молюсь и работаю над собой, и в пятницу Бог дал мне ещё один шанс. На территорию храма пришли две молодые Цыганки с детьми. Спрашивали, где тут дают вещи для детей. Мы с с. Линой показали им центр, но было поздно и он был закрыт. Мне надо было поставить машину, поэтому я зашел во двор сестер Матери Терезы, где опять их встретил. Они спокойно начали просить денег. Я культурно объяснил, что денег не даю в таких случаях. Тут они начали просить, чтобы дать им что-нибудь поесть. На такую просьбу, я уже не мог равнодушно ответить. Я зашел в приют и попросил сестер, чтобы дали им какие-нибудь бутерброды. Сестры конечно дали. И пока мы ждали еду, я с ними начал разговаривать. Я много узнал про Цыганей в Томске, про жизнь этих девушек, они спрашивали про приют, сестер, нашу Церковь, можно было поговорить также о Боге, о молитве… Они были благодарны не только за еду, но и за разговор, и я вернулся с радостью в сердце, с чистой совестью.

«Куда нас посылает Иисус? Нет границ, нет ограничений: посылает нас ко всем. Евангелие для всех, а не для некоторых. Не только для тех, кто кажется нам ближе, более открытым, более дружелюбным. Для всех. Не бойтесь нести Христа в любое общество, на самую периферию, тем, кто кажется наиболее далеким или равнодушным. Бог ищет всех, стремится, чтобы все почувствовали тепло Его милосердия и Его любви».

Почему я вам все это рассказываю? Потому что хочу с вами поделиться тем, что мне дает познать Бог… Потому что кажется мы часто делим людей, на достойных общения с нами и людей второго сорта…

А может мы евангелизацию и апостольство видим всего лишь, как то, чтобы человека привести в Церковь. Человек пришел – цель достигнута. Мы хотим похвастаться, что из-за меня кто-то пришел в Церковь, только мы этим не обязательно проповедуем Иисуса Христа.

Недавно один человек в разговоре сказал такую фразу – мне с людьми, друзьями вне Церкви, намного приятнее встречаться, чем с теми здесь в Церкви.

Почему? Может мы настолько святые, что к нам трудно подойти? Может мы уже такие ангелы, что с грешниками не общаемся? Может с нами кроме темы молитвы и Церкви не о чем поговорить? А может… мы боимся людей извне Церкви?

Если людям будет приятнее общаться с людьми вне Церкви, то те, кто не в Церкви, никогда в Церковь не придут.

Как думаете – люди, которые вне Церкви, любят с вами общаться? А мы их любим?

Прежде чем людям говорить о Боге, нужно войти к ним в доверие. Как говорил св. Иоанн Боско – Если хотите, чтобы люди заинтересовались тем, что интересует вас, вы заинтересуйтесь тем, что интересует их.

Подойди к человеку… Не бойся человека… Посмотри ему в глаза… Пусть состоится настоящая встреча… Посмотри на него как на человека, даже если он немножко другой…

И ещё (очень много я беру для себя из проповедей Папы Франциска, поэтому часто на него ссылаюсь) помню, как в самом начале понтификата, Папа Франциск обращался к священникам. Не помню точно, когда это было, и как он точно сказал, но в моей голове и в сердце осталась такая мысль: Каждый человек, который подошел к тебе, с любой просьбой, это дар для тебя, это человек, которому ты можешь дать Христа. Не важно, чего он хочет, но он подошел к тебе, он к тебе обратился…

И можно развивать эту мысль – ты ему нужен, ты кому-то нужен…

Мы говорим, что мы посланные, чтобы выходить к людям, а значит, если человек подошел ко мне, то я к нему послан ещё более, дважды послан.

Конечно, целью апостольства является святость, Бог. Меня посылает Бог, чтобы я к Нему привел человека, чтобы я помог человеку прийти к Богу, попасть на небо. Но иногда мы этого хотим сразу, а нам надо учиться как ребенок – делать первые шаги, а потом уже уверенно ходить по путям апостольства. Нам надо на апостольство посмотреть чуть шире, чем на то, чтобы человека привести в Церковь.

Подумай, что для Тебя значит слово «Апостольство»? Чувствуешь, что сам Иисус посылает именно Тебя, как апостола? К кому Он тебя посылает?

Может мы слишком ленивые, может нам смелости не хватает, а оправдываемся тем, что не надо давить, что человек должен быть свободным, что когда захочет сам придет…

Но сокровище то у нас… Это мы знаем путь… Это у нас свет…

Поэтому это мы должны помочь другим, это от нас должна исходить инициатива. Это мы должны выйти из дома, из собственного уюта, эгоизма.

У нас есть свет. Только надо нам этим светом светить не в глаза, чтобы не ослеплять, а под ноги, чтобы помочь идти по правильному пути.

Попробуй увидеть в человеке, которого встречаешь, даже не скажу Иисуса – это великое слово и великое задание – попробуй просто увидеть человека, человека, к которому посылает тебя Иисус… Попробуй с ним просто поговорить, посмотреть ему в глаза, поинтересоваться его жизнью, если хочет говорить, конечно. Попробуй рассказать что-нибудь о себе, так просто поговори, как сердце подсказывает…

И когда вернешься домой, наверное почувствуешь счастье, что тебе удалось преодолеть страх, самого себя, что Тебе удалось выйти на периферию и встретиться с человеком… И когда будешь так счастлив, и будешь наслаждаться своим апостольским успехом, подумай, пожалуйста, ещё об одном…

Возможно, проще увидеть человека в бездомном, в Цыганке, но все-таки в чужом человеке, который уйдет в свою сторону, чем в собственной жене, чем в собственном муже…

Может этот человек с периферии, самый отдаленный человек, это твой муж, это твоя жена…

И если ты, великий апостол, слышишь слова – «Иисус посылает нас ко всем. Евангелие для всех, а не для некоторых. Не только для тех, кто кажется нам ближе, более открытым, более дружелюбным. Для всех» - то если для всех, то также и для твоей жены и для твоего мужа. И к ней и к нему посылает тебя Иисус, чтобы ты ей, ему, проповедовал Благую Весть.

Посылает, чтобы ему, ей, посмотреть в глаза, поговорить как с человеком, поинтересоваться, рассказать что-нибудь о себе, говорить о том, что подсказывает сердце.

Кроме всего того, о чем я сказал в начале, я во время реколлекции получил ещё один дар от Господа, трудный дар, трудный свет, но я рад, что Он мне это показал.

Я увидел, как много, как часто, вы – супруги, живете в одной квартире, но не вместе… Я почувствовал, как вам друг с другом трудно, как твой муж, твоя жена, находится на периферии твоего сердца.

И если так это чувствуешь, то я хочу, чтобы ты это услышал – Бог посылает тебя на периферию, чтобы ты там встретился с человеком, увидел в нем человека, поговорил как с человеком, был для него примером, вошел в его доверие.

о. Марэк Ящковски
Конференция на встречи супружеских пар
01.09.2013

Дом на камне. Конференция на встречи супружеских пар.

Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне. И пошёл дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал; потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке. И пошёл дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое. И когда Иисус окончил слова сии, народ дивился учению Его: ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи.

Конференция на встречи супружеских пар

Продолжается год веры, продолжаем наши размышления на год веры, размышления, которые касаются веры, особенно веры в семье.

Сегодня предлагаю начать наши размышления с отрывка Евангелия, который мы слышали в литургии несколько дней назад.

Дом на камне, дом на песке. Мы хорошо знаем эти слова, это сравнение, но я предлагаю посмотреть на некоторые слова, которые там читаем.

«И пошёл дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал; потому что основан был на камне».

Если мы знаем, что этот дом - это наша жизнь, которую мы должны строить на фундаменте веры, фундаменте Божьего слова, и не только самого слова, но и послушания Божьему слову, жизни по принципам Божьего слова, то что означают этот дождь, реки, ветры?

Давайте посмотрим, что нам мешает нормально спокойно жить, что лишает нас внутреннего мира, спокойствия? Мы эту тему будем ещё глубже обсуждать во время реколлекций. Но сейчас предлагаю, чтобы мы посмотрели на эти разные дожди, ветры, реки, которые устремились на наш дом.

Кто-то нас не понимает, смеётся над нами, говорит о нас плохо, даже не хочет понять…

Кто-то смеется над нашей верой, над нашими христианскими принципами, давит на нас, чтобы мы поступали по-другому…

Это также проблемы внутри семьи – недопонимание, усталость, кризис, материальные проблемы, и на этой почве ссоры, обиды, отсутствие диалога…

Это также проблемы внутри нас самих – искушения, невозможность справиться со своими эмоциями, с ленью, со своей гордыней, и с другими проблемами, которые мучают нашу совесть…

Всё это, можем сказать, на нас нападает, говоря языком этого евангельского сравнения, устремляется на нас как дождь, реки, ветер.

Как мы реагируем, значит, как мы это воспринимаем? Как атаку, как проблему, как то, что кто-то нас не понимает, не любит… Начинаем защищаться. В нас есть страх, от которого мы убегаем, с которым мы начинаем борьбу.

А как Иисус показывает нам такие случаи, как предлагает нам посмотреть на это?

«И пошёл дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал; потому что основан был на камне».

Все эти ситуации проверяют нас, проверяют наш фундамент. Люди нас раздражают, потому что показывают наши недостатки, наши слабости. Они показывают, что нам не хватает веры, доверия Богу, что мы в нашей жизни не опираемся ещё на Бога.

Дом, который построен на камне, не упадет, ему не страшны такие удары – ветер, дождь, реки… Наоборот, все будут восхищаться – какой хороший дом, насколько мудр его строитель… Эти силы природы подчеркивают и обнаруживают мощь такого дома, если бы не они, никто бы и не знал, как хорошо он построен.

А если дом построен на песке, если строитель не сильно старается, равнодушно относится к стройке, не прикладывает усилий, силы природы обнаруживают эти слабости, внутренние слабости строителя. Пока все спокойно, никаких испытаний, никто не замечает разницы между домом мудрого, трудолюбивого строителя, который добросовестно относится к своему делу, от дома ленивого, глупого строителя, которому всё равно, как будет, который хочет, чтобы было дешево и быстро.

На первый взгляд всё одинаково. Именно испытания, силы, которые устремились на дом тот, показывают то, что внутри, то, чего не видно на первый взгляд, показывают фундамент.

Когда построили здание гимназии, то только с наступлением зимы выяснилось, что надо переделывать крышу. Только тогда было видно, что строители чего-то не предусмотрели. И тогда началось обсуждение, кто виновен, кто за это отвечает? Кто-то говорил что архитектор, кто-то, что строители… Но я не слышал, чтобы кто-либо сказал, что виновата зима, что виновен мороз, снег. Нет, ответственны строители, проектировщики, но не силы природы.

Поэтому нам надо посмотреть на нашу жизнь, на эти дожди, ветры, реки, которые устремились на «дом тот», на людей, которые нас не понимают, недолюбливают, на жену, которая стала такой капризной и ничего не нравится, на мужа, которому не хочется ничего делать, и осознать – вина моих переживаний не в них – вина во мне. Они показывают, обнаруживают мой слабый фундамент.

Всё это многому нас может научить.

В размышлениях о вере, о духовной жизни, иногда говорится о трудной благодати. Мы часто ассоциируем благодать с чем-то приятным, лёгким, когда мы хорошо себя чувствуем. Но достаточно посмотреть на школу, учебу, чтобы понять, что если ученик не будет учиться, не будет прикладывать усилий, трудиться, он не будет развиваться. Он развивается, обогащается именно тогда, когда он трудится.

Таких примеров можно найти больше – усилия, труд, это то, что для нас хорошо, то, что нам помогает, развивает. Поэтому также и в духовной жизни, и в семейной жизни, то, что трудное можем назвать благодатью.

Давайте попробуем посмотреть на то, с чем нам трудно, что нас ранит, мучит, как на благодать, как на шанс, как на то, что нас укрепляет, развивает, упражняет в смирении, в терпении.

Всё это показывает наш фундамент, на каком основании, на каком фундаменте мы строим наш дом. Если все эти трудности, испытания, проблемы нас разбивают, если не можем с ними справиться, то, возможно, надо посмотреть на нашу духовную жизнь – насколько мы живем верой.
Иисус в этом отрывке Евангелия говорит, что на скале строит тот, кто «слушает слова Мои и исполняет их».

Что это значит? Это значит слушать слово, потом принять намерение, как буду жить этим словом, потом конкретные дела, поступки, решения.

Итак, через месяц начинаем реколлекции, духовные упражнения. Можно сказать, что это центр нашего послушания Божьему слову, это дни, когда Дух Святой особенно сильно, четко, много, говорит нам, когда мы, под вдохновением Святого Духа, определяем, как будем работать над собой, каким будет фундамент нашей духовной жизни.

Поэтому уже сейчас, на месяц раньше, предлагаю поставить себе некоторые вопросы:

- Что я помню из последних реколлекций? Как часто я возвращался к ним? Насколько те реколекции определяли направление моей годовой работы над собой?

- конкретно, это намерение – как получалось выполнять это намерение? Помню ли я вообще, что я постановил?

- Сейчас можно говорить уже о каких-то плодах реколлекций прошлого года – есть ли, хоть какие-нибудь плоды? Если бы я год назад не участвовал в реколлекциях, моя жизнь в течение года была бы другой, или точно такой же?

Конечно, плоды реколлекций не всегда можно как-нибудь измерить, но всё равно, стоит подвести какие-то итоги. Это тоже покажет нам, на каком фундаменте мы строим наш дом, нашу жизнь – а это не просто личная жизнь каждого из нас, из вас – это жизнь семьи. Каждый из вас отвечает не только за себя, но и за своего супруга, за своих детей.

- Если эти плоды не очень получились, чего не хватило? Как надо переживать реколлекции в этом году, чтобы избежать прошлых ошибок?

Рекомендую подумать над этим до реколлекций, рекомендую обсудить это между собой – муж с женой, а также между семьями.
Продолжение реколлекций, продолжение заботы о духовной жизни, это ежемесячные встречи.

- Как часто я, мы, присутствовали на таких встречах? А если отсутствовали, то почему? Может просто не хотелось…

- Как мы потом обсуждали между собой мысли, которые получили на встречах, как мы жили этими словами, мыслями (например, супружеский диалог…)?

- А потом личная духовная жизнь, духовная жизнь семьи… это вопрос о ежедневной молитве, супружеской молитве, семейной молитве, о размышлении над словом Божиим.

Стоит в течение этого месяца подумать над этими вопросами, чтобы подготовиться к реколлекциям.

Реколлекции - это духовные упражнения, это трудное дело, это усилия, это работа над собой, это открытие сердца на действие Святого Духа, который, как помним, спокойно, скучно, нам жить не даст.

И нам надо знать, что там, где Бог дает свою благодать, там и злой дух хочет помешать. Я Вам неоднократно рассказывал, как перед реколлекциями многие испытывают разные препятствия. В Польше, в такой же общине, часто супруги задавались вопросом – а какие препятствия будут в этом году? Что злой дух придумает, чтобы нам помешать? А может и не обязательно злой дух, может это просто испытание нашего желания, нашей решительности.

И бывает, что эти препятствия - это реальная проблема, с кторыми мы не можем ничего сделать.

Поэтому рекомендую, прошу, чтобы каждый из нас в течение этого месяца молился за наши реколлекции, каждый за себя, за свою семью, чтобы мы могли участвовать; за другие семьи, особенно за сомневающихся; и вообще о дарах, о мудрости, о свете Духа Святого на эти духовные упражнения. Пусть каждый из нас каждый день молится об этих реколлекциях.

о. Марэк Ящковски
Конференции на встречи супружеских пар
30.06.2013г.

Сегодня в литургии

Св. Филипп Нери, священник, Память:
  • Деян 20, 17-27
  • Пс 67
  • Ин 17, 1-11a

Богослужения

Понедельник
19.00
Вторник
7.30
Среда
Четверг
Пятница
19.00
 
Суббота
 
11.00
18.00
 
Воскресенье
 
9.00
11.00 и 18.00

Катехуменат

Воскресенье
12.30

Воскресная школа

Воскресенье
12.30

Молодёжные встречи

Суббота
19.30
Воскресенье
19.00
Духовные упражнения в сети
Loyola Press 3-Minute Retreat