Святой Франциск Сальский, епископ и Учитель Церкви, память
24 Январь 2019 6:25 | Церковь в мире
Святой Франциск Сальский родился 21.8.1567 г. в замке Саль близ Thores (Савойя, южнее Женевы). Он изучал сначала в 1582-1588 гг. в Париже право и теологию. В это время он пережил тяжелый религиозный кризис. Хотя он сам был всегда католиком, он был подвержен влиянию Кальвина о предопределении (Кальвин умер в 1564 г.) и считал себя в мучительных угрызениях совести, предназначенным для вечного проклятия. После многолетней молитвы он вдруг обрел перед статуей Богоматери снова доверие к любви Бога. В 1579-1591 гг. он продолжил свою учебу в Падуе и получил докторскую степень обоих прав. Против воли отца он стал в 1594 г. священником и предложил себя миссионерской деятельности в находящейся под влиянием кальвинизма и опасной для католических священников местности южнее Женевского озера Шабле. После преодоления невообразимого сопротивления и долгих напрасных усилий ему все же удалось восстановить католицизм в этой местности.
В 1599 г. он стал коадъютором епископа женевского (который тогда имел резиденцию в Анси, южнее Женевы). С пасторской миссией он поехал в Париж. Здесь он познакомился между прочим с Марией Вочеловечения и Викентием де Полем. В 1602 г. он сам стал епископом женевским. В этом качестве он последовательно проводил в жизнь решения поместного собора в Триенте. Ввиду своих постоянных ревизорских поездок он был в тесном контакте со всей своей епархией. В 1604 г. он познакомился с Иоанной Франциской из Шанталь и стал ее духовным наставником.
Его связывала с ней постоянная духовная дружба. Он основал вместе с ней 1610 орден Испытания Марии (салезианок), духовное руководство которым он осуществлял до своей смерти. При огромном стечении народа он говорил в Шамбери, Дижоне, Гренобле и во второй раз в Париже свои великопостные проповеди. В 1612 г. он был признан ко двору в Авиньоне, чтобы там трудиться среди гугенотов (кальвинистов Франции). Из Авиньона ему пришлось последовать за двором в Лион. Когда он там говорил проповедь по случаю освящения Креста перед церковью Босоногих, 24.12. 1622 г. с ним случился удар и через 4 дня, 28.12.1622 г., он умер. Его останки покоятся в церкви Испытания Марии в Анси. В 1661 г. был причислен к лику блаженных, в 1877 г. признан отцом церкви. Франциск известен своим терпением, кротостью, терпимостью по отношению к инакомыслящим, что тем значительнее, что само по себе не соответствовало его темпераменту. Он оставил большое количество сочинений составляющих вместе 14 томов. Наибольшее распространение среди них имели 2 его сочинения «Theotimus» (?) («О любви Бога») и «Philotea» (?) («Наставление в христианской вере»). В особенности это второе произведение имело всемирное распространение и стало фундаментом для многих духовных произведений о христианской духовной жизни. Большое количество орденов и христианских союзов носят его имя. Его особое значение состоит в религиозном споре с кальвинизмом. Французский реформатор Кальвин (собственно, Жан Ковен, родился в 1509 г. в Noyon, умер в 1564 г. в Женеве), решительно подхватил еще со времени Августина нерешенную теологическую проблему, как свободную волю человека, с одной стороны, с предопределением со стороны Бога, с другой стороны, согласовать. Кальвин в своем учении о предопределении выдвинул тезис, что Бог своим всезнанием и всеохватывающим предвидением судьбу человека в такой мере предопределяет, что тот не может иначе жить, как только добродетельно или, наоборот, только грешить, в зависимости от того, как предвечный Бог этого захочет, так что человек в итоге для своего вечного спасения или своей гибели сам, по существу, ничего поделать не может. Ему вопреки испанский теолог-иезуит Луис де Молина (умер в 1660 г.) выдвинул тезис, что человек действительно свободно может совершать добро и зло, так, что он сам предопределяет свое собственное спасение. Франциск, который сам испытал мучения совести, которое это учение о предопределении с необходимостью причиняет, принял мысль Молина и применил ее с успехом.
Покровитель названных в его честь орденских сообществ и союзов, писателей, католической прессы.
День памяти 24 января
saints.katolik.ru
https://cc74.ru/2009/01/23/frsalsk/