Пасха - Светлое Христово Воскресение
22 Апрель 2019 0:47 | Жизнь общины
Христос воскрес! Братья и сестры! Много раз будем так говорить друг другу в течение этих дней. Мы начинаем самое праздничное время в литургическом году: пятьдесят дней радости, пятьдесят дней праздника. Только 9 июня закончится этот праздничный период. Но хочу сегодня после этого Евангелия, которые мы слышали, сказать несколько слов насчет того, что мы испытываем сейчас, в эту ночь, в этот день. Те, кто был вчера, кто пришел на Навечерие Пасхи, знают: отец Майкл спрашивал вчера: "а что это значит для меня - воскресение Христа? что это меняет в моей повседневной жизни?" Потому что если не меняет ничего, значит, не имеет никакого влияния на мою жизнь. Вот, это Евангелие. Пустой гроб. Часто говорим, что это доказательство, что Христос воскрес.
Ну а на самом деле, это такой знак, он даже страшнее, чем смерть. Страшнее, чем смерть! Потому что к смерти мы все как-то привыкли уже, что мы все - смертные люди, что придет такой момент, когда нужно будет умирать. Ну да... И если бы там был до сих пор труп Иисуса Христа - "ну да, хороший человек был, хороший, но умер, как мы все умираем.
Ну, хорошо, что так много сделал, такой добрый, хорошо, неплохо..." А так? Пустой гроб. И это страшный знак, потому что мы не знаем, что с этим делать. Это разрушает человеческую мысль: как - пустой гроб? как? умер и Его нет сейчас? и как? Это совсем такая новая возможность, если можно так сказать, новый горизонт. Мы не понимаем, как это может быть. И человеку страшно. Знаете, неудивительно, что для многих людей воскресение - это ерунда, это что-то там придумали себе христиане: католики, православные, протестанты... Нет. Почему многие так думают? Потому что им так легче. Легче. Потому что жить с этой мыслью, что произошло, что происходит что-то, к чему мы совсем не привыкли, такое новое, такое неожиданное... Мы не понимаем этого. И есть такое напряжение, а с напряжением всегда сложно человеку. Видите, если бы Христос умер - и всё, какое было бы облегчение: "вот, да, умер... вот, мы всё понимаем, нет проблем..." Воскресение Господа разрушает наш человеческий мир и дает нам новую возможность, которой мы еще не знали. А все происходит, как пишет святой Иоанн, когда было еще темно: в первый день недели, рано, когда было еще темно. Вот все происходит в эту часть дня, когда ты еще не знаешь: еще темно или уже раннее утро? Есть свет, но еще не совсем, много тьмы. Это наша жизнь. Это наша человеческая жизнь. Пустой гроб - он дает какой-то свет, но этот свет еще не совсем пришел. Мы еще не ощущаем его полностью, но уже не темно. Есть какой-то огонек, мы уже что-то видим, надеемся.
Три человека в этом отрывке Евангелия. Первый, о котором говорит святой Иоанн евангелист, первый ученик Господа, который появляется - это Петр. Странно: Петр, который отрекся трижды, - несколько предложений назад отрекся трижды! - сейчас появляется первым. Что случилось? А святой Иоанн не знал, что сделал Петр или...? Знал. Только знаете, оказалось, что самое важное - это не верность Петра Господу, но верность Господа Петру. Что Господь сохраняет Свою верность Своим ученикам. Не только этим праведникам, не только этим, которые не совершают никакого греха, никакой ошибки. Нет. Он является верным до конца всем Своим, всем.
Второй человек - это ученик, которого любил Иисус. И он прибежал первый ко гробу, первый. "Ну, моложе Петра", - кто-то может сказать. Может быть. Но прежде всего, у него горело сердце, потому что он доверял тому, что Господь любит его. Он позволил себе, чтобы эта истина вошла в его сердце. И это дает всегда человеку огромную силу. Если ты доверяешь, что кто-то любит тебя. Слушайте, как много раз происходит эта драма нашей жизни, что мы где-то там - конечно, не из-за злобы, только из-за травмы, из-за жизненного опыта, из-за боли нашей, печали, - мы решаем где-то там внутри нашего сердца, что не будем больше доверять уже никому. Если кто-то скажет: "а вот, я люблю тебя" или будет говорить какие-то прекрасные слова - никогда не будем. И человек умирает, хотя он жив, но он умирает. И даже нельзя сказать, что медленно - быстро умирает. Потому что не хочет принять этой истины, что кто-то любит его. А если ты принимаешь эту истину, то будешь, как этот ученик - скорее других, это будет твоя сила. И он первый уверовал. И Петр, смотря на него, делает то же самое, смотря на него. Люди, которые являются для нас образцом веры - это не такие вот совершенные люди, но люди, которые доверяют Господу. Люди, которые, хотя им трудно, но у них есть доверие, они как-то отдали самих себя в этих отношениях с Господом.
Конечно, есть еще Мария Магдалина, может, самая близкая нам. Потому что она ищет, она не знает, она переживает: вот унесли Господа из гроба и не знаем, где положили Его. Она не знает, она переживает, но она не сдается. Смотрит, идет к ученикам, говорит им, а потом, как мы знаем, уже все ушли: и Петр, и Иоанн, а она осталась еще, потому что плакала, потому что в сердце были печаль и боль... Что является силой Марии Магдалины? А вот, этот ее недостаток, эта тоска, что она так скучает. Не понимает, что произошло, но есть жажда: нет Господа, унесли Его, не знаю, где Он. Вот Мария
Магдалина - это такая огромная беда, это такая огромная жажда. Это мы. Человек, у которого есть жажда, и который ждет, чтобы кто-то - чтобы Господь - утолил эту жажду.
Братья и сестры! Что меняет воскресение Господа в нашей повседневной жизни? Вот, если у кого-то из нас еще какой-то свежий грех, как отречение у Петра, то пусть он не смотрит на это грех, пусть он не смотрит на то, что там случилось, на свою слабость. Но пусть смотрит на верность Господа ему, грешному человеку. А если кто-то разрешил себе принять любовь, уверовать, что Господь любит его, то чтобы смотрел с благодарностью на это чувство, чтобы смотрел с благодарностью на то, что получил такую благодать. А если кто не знает и переживает, и у него сомнение, боль, и печаль, и слезы, как у Марии Магдалины, то пусть знает, что эта жажда, эта тоска, это ожидание - это уже молитва. Потому что если мы ждем, если у нас жажда ,если у нас недостаток, это значит, что человек является таким контейнером, который только Господь может наполнить, только Он. Если есть жажда, значит, она по чему-то, по кому-то. Это хорошая подсказка: пустой гроб подсказывает человеку, что наше будущее - это не только гроб, это не только смерть, к которой мы привыкли. Наше будущее - это то, к чему мы совсем не привыкли. Это такой огонек во тьме, который никогда нельзя будет потушить, он всегда будет жив.
Пусть святой Петр, Иоанн и Мария Магдалина ходатайствуют за нас, чтобы мы тоже, как они, встретили воскресшего Господа. И чтобы мы не только друг от друга, но и от них, могли услышать то, что мы в эти дни так часто повторяем. Что Христос воскрес. Аминь.
Автор:о. Войтек Зиолек SJ , г. Томск
Фото: Евгений Кочетов, г. Томск