Миропомазание
Миропомазание – одно из христианских таинств, через которое верующему подаются дары Святого Духа, укрепляющие его в духовной жизни.
Речь идет не о различных «дарах» Святого Духа, а о самом Святом Духе, Который сообщается человеку как дар. Таинство Миропомазания совершается над человеком один раз в жизни, как и крещение.
Историческое происхождение
Установление таинства Миропомазания восходит к апостольским временам. В первоначальной Церкви каждый новокрещёный получал благословение и дар Святого Духа через возложение рук апостола или епископа. Но уже в самих апостольских посланиях дар Святого Духа, которым обладают христиане, иногда называется «помазанием» (1 Ин 2, 20; 2 Кор 1, 21).
Лаодикийский собор (343 год) закрепил следующее правило: «Подобает просвещаемым быть помазуемым Помазанием Небесным, и быть причастниками Царствия Божия».
Григорий Богослов (IV век): «Если оградишь себя печатью, обезопасишь свою будущность лучшим и самым действенным способом, ознаменовав душу и тело Миропомазанием и Духом, как древний Израиль ночной и охраняющей кровью первенцев и помазанием (Исх 12, 13), тогда что может с тобой случиться?».
Порядок совершения таинства
В Католической церкви таинство Миропомазания также называется конфирмацией и обычно совершается только епископом. Священник имеет право совершать это таинство только в экстренных случаях. Внешним выражением таинства является помазание миром лба, с возложением руки и произнесением следующих слов: «Прими знамение дара Святого Духа».
В латинском обряде Католической церкви миропомазание обычно совершается над подростками в возрасте 13-14 лет или позже, поскольку считается, что это таинство знаменует окончательное введение верующего в состав церковного общества, и следовательно, должно осуществляться в сознательном возрасте.
Католическая трактовка конфирмации зафиксирована в документах Тридентского собора. По совершению таинства верующий нарекается «воином Христовым».
Согласно Катехизису Католической церкви:
«Последствие Миропомазания – особое излияние Святого Духа, подобное дарованному в день Пятидесятницы.
Это излияние налагает на душу неизгладимую печать и взращивает крещальную благодать; оно глубже укореняет человека в божественном усыновлении; крепче связывает с Христом и Его Церковью; умножает в душе дары Святого Духа; даёт особую силу, чтобы свидетельствовать о христианской вере».