Календарь

  • 28.12.18 Свв. Невинные младенцы Вифлеемские
  • 27.12.18 Святой Апостол Иоанн
  • 26.12.18 Святой Стефан Мученик
  • 25.12.18 РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО
  • 23.12.18 4 Воскресенье Адвента
  • 16.12.18 3 Воскресенье Адвента
  • 09.12.18 2 Воскресенье Адвента
  • 08.12.18 Непорочное Зачатие Пресвятой Девы Марии
  • 03.12.18 Св.Франциск Ксаверий, иезуит, миссионер
  • 02.12.18 1 Воскресенье Адвента

«Мы в ответе за каждого»

28 Октябрь 2008 18:26 | Жизнь общины

Томский католический костел отметил свое 175-летие.

Прошлое воскресенье выдалось не из приятных. Холодный ветер и мокрый дождь напомнили, что золотому осеннему великолепию пришел конец и зима не за горами.

Но никакие капризы погоды, тем не менее, не смогли испортить праздничного настроения тех, кто пришел в этот день в томский католический храм. 12 октября здесь торжественно отметили 175-летие со дня его освящения.

Программа юбилейных мероприятий была и духовной, и светской. Ведь история этого храма тесно связана с историей переселенцев и ссыльных поляков, немцев, французов, — многие из которых проповедовали католическую веру и оставили заметный след в жизни Томска.

Поэтому, помимо литургий, были запланированы посещение места бывшего католического кладбища (сегодня на этой территории располагается производственное объединение «Сибкабель») и лекция об истории храма, которую прихожанам и многочисленным гостям прочел томский историк, директор мемориального музея «Следственная тюрьма НКВД» Василий Ханевич. А эта история, как оказалось, перенасыщена именами и событиями.

Несмотря на то, что первые католики (в основном поляки) появились в нашем городе ещё во времена строительства Томского острога, католических общин в Сибири долгое время не существовало. Они появились лишь в начале XIX века благодаря иезуитским миссионерам. И если в Иркутске вопрос о воздвижении католического храма (пускай, небольшого, деревянного) был решен довольно скоро, то в Томске с его строительством все обстояло не так просто. То не могли собрать необходимую сумму, то местные власти возражали против того, чтобы он встал в центре города.

И, тем не менее, несмотря на все трудности и препятствия, 1 октября 1833 года (по старому стилю) католический храм в Томске был открыт. Он стал духовным и культурным центром для множества людей, волею судьбы оказавшихся за пределами своей исторической родины. Он никогда не стоял особняком от истории города, страны. И все социальные катастрофы, которые обрушились спустя годы на Россию (революция, войны, репрессии), коснулись и храма, и его прихожан.

Постсоветское время стало возрождением католичества как в России в целом, так и в Томске. Как оно происходило, об этом мы попросили рассказать Йосифа Верта, специально прибывшего в Томск для участия в праздновании 175-летия томского католического храма.

— Ваше преосвященство, как известно, после октябрьского переворота католические церкви в нашей стране оказались под запретом. Когда произошла их «реабилитация»?

— Католическая церковь, как таковая, была восстановлена в России 13 апреля 1991 года, правда, не совсем в таком виде, как она существовала до 1917 года. Были основаны две апостольские структуры — одна в Москве, для европейской части России, а другая в Новосибирске — для азиатской. В 2002 году прошло ещё одно преобразование, и на сегодняшний день в России четыре католические епархии — две в европейской её части и две в азиатской — в Иркутске и в Новосибирске. Я являюсь епископом западносибирской епархии, куда входит и Томск.

— Как сегодня складываются взаимоотношения католиков с другими конфессиями?

— Отношения между православной и католической церковью всегда складывались непросто. И сегодняшний день — не исключение. Но Томск в этом смысле, пожалуй, можно назвать исключением. Здесь, как и в других городах, после революции тоже было многое разрушено. Но вот чего не удалось большевикам уничтожить, так это духовность, терпимость к инакомыслию, к иноверию. Поэтому очень трудно представить, чтобы в вашем городе могли произойти какие-то конфликты на почве веры.

— Сегодня все больше людей приходят в церковь (я имею в виду не только католическую). На ваш взгляд, это дань моде? Или естественный процесс, когда после долгого периода безбожия народ потянулся к духовной пище?

— Наверное, и то и другое. Для кого-то это действительно потребность души, а кем-то движет простое любопытство. Главное, что люди все же идут. Что касается нашей церкви, то у нас этот «всплеск» числа верующих был гораздо меньше, чем в православной. И на это есть объективные причины. Дело в том, что с обретением религиозной свободы в начале 90-х годов католики получили возможность уехать на историческую родину, чем они и не преминули воспользоваться. Например, только немцев из бывшего СССР выехало 2,5 миллиона. А ведь треть из них была католиками. Была проблема и в другом: катастрофически не хватало ксендзов. Так, когда я приехал в Сибирь в 1991 году, то здесь было всего три католических священника — в Новосибирске, Томске и Прокопьевске. И когда посол Ватикана сообщил, что меня избирают епископом, я даже растерялся: какой епископ, когда священников нет? А мои сокурсники по Каунасской семинарии шутили надо мной; счастлив епископ, не имеющий священников. Это была горькая шутка! Но за короткое время проделана огромная работа. И через два года в Сибири было уже 50 священников. А сегодня их около 100. Было зарегистрировано большое число приходов, открыто много пунктов. Например, сегодня настоятель Томского католического храма отец Анджей Дуклевски обслуживает ещё 40 пунктов по всей Томской области. Иногда на таких пунктах всего две-три бабушки-католички. Но нам важен каждый верующий. Мы в ответе перед Богом за каждого. За эти годы наши прихожане стали более грамотными. Ведь в начале 90-х многие из них даже не знали обрядов. Отрадно, что и молодежь потянулась в церковь. Хотя бывает так, что многие католики, что в Новосибирске, что в Томске, впервые переступают порог храма в связи с печальными событиями: умирает кто-то из пожилых родственников, и они хотят похоронить его по всем правилам.

— А если человек лишь изредка посещает храм и в то же время соблюдает заповеди, можно ли его причислить к верующим?

— Конечно. Ведь причины бывают разные. Это может быть связано с рабочим графиком, с состоянием здоровья. Даже «малосознательный» католик — он все равно верующий.

— Есть ли у нас в России учебные заведения, которые готовят католических священников?

— Конечно. Церковь не сможет долго просуществовать, если не будет таких заведений. Хотя поначалу возрождение католичества в России шло благодаря священникам-добровольцам, которые приезжали из-за рубежа — Германии, Польши, Италии, США, Словакии. Например, ваш отец Анджей приехал 12 лет назад из Польши. В 1993 году я открыл в Новосибирске предсеминарию — первую ступень семинарии, где молодые люди за два года приобретают своеобразный фундамент духовной жизни. Это очень важно. Потому что одного желания стать священником, простого знания молитв очень мало, надо научиться общаться с Богом. Если за два года человек укрепляется в верности избранного пути, дальше он идет в семинарию (она была также открыта в 1993 году в Москве, а потом переехала в Санкт-Петербург, где существовала до 17-го года), изучает философию, богословие шесть лет. Потом один год практики. Итого, девять лет тяжелого духовного, нравственного труда и самопреодоления.

— Татьяна ЕРМОЛИЦКАЯ, «Красное Знамя», 15 октября 2008 года.

Сегодня в литургии

Вторник 2 недели Адвента:
  • Ис 40, 1-11
  • Пс 95
  • Мф 18, 12-14

Богослужения

Понедельник
19.00
Вторник
7.30
Среда
Четверг
Пятница
19.00
 
Суббота
 
11.00
18.00
 
Воскресенье
 
9.00
11.00 и 18.00

Катехуменат

Воскресенье
12.30

Воскресная школа

Воскресенье
12.30

Молодёжные встречи

Суббота
19.30
Воскресенье
19.00
Духовные упражнения в сети
Loyola Press 3-Minute Retreat