Календарь

  • 29.06.21 День святых апостолов Петра и Павла
  • 24.06.21 Рождество Иоанна Крестителя
  • 13.06.21 День Святого Антония
  • 11.06.21 Пресвятое Сердце Иисуса
  • 11.06.21 Св. Варнава, Апостол
Онлайн-трансляции Богослужений

100-летие миссий редемптористов в Сибири

18 Ноябрь 2008 19:53 | Церковь в России

Сибирь. Первые ассоциации с этой частью России связаны с трагическим опытом поляков и других народов во времена царской России и Советского Союза. Сибирь называли нечеловеческой землёй, проклятой землёй, землёй молчания и ужаса, краем медленной смерти, землёй вечных снегов и вечной тоски. Событием, широким эхом отразившимся в истории Католической Церкви в России, были приходские миссии, которые провели в Сибири польские редемптористы в 1908 г. Это было миссионерское путешествие вдоль транссибирской железной дороги (магистрали) от Урала до Владивостока.

Миссии могли быть проведены только после событий 1905 года, когда политика по отношению к католицизму в империи заметно потеплела. Главную группу католиков в Сибири составляли поляки, сосланные туда в качестве наказания, но были также и такие, которые приехали добровольно в поисках работы. Разрешение на сибирские миссии было получено от важнейших государственных чиновников.Положение Католической Церкви в России на переломе XIX и XX вв.

В России господствующей религией было православие. Именно оно должно было в огромной многонациональной империи быть основным, интегрирующим и cтирающим все различия фактором. Католицизм же был причислен к чужим вероисповеданиям. Влияние Католической Церкви было ограничено до минимума. Власти использовали неудачи народных восстаний для заострения политических преследований. Поскольку священнослужители нередко становились на сторону народа, преследования были направлены непосредственно против отдельных священников, а также церковных учреждений.

Самые серьёзные преследования Католическая Церковь переживала после поражения январского восстания 1864 г. За участие в нём было казнено 669 человек, в том числе 35 священников. Большинство же было сослано в Сибирь – 35 тысяч человек из Литвы, Польши и Белоруссии. До 1970 года во время репрессий к тюремному заключению было приговорено 200 католических священников, а в Россию вывезено 227. Большинство было вывезено в деревню Тунка в районе Иркутска.

Собирая священнослужителей в одном месте, власть предотвращала таким образом их влияние на других ссыльных. Указом от 27.10.1864 г. были ликвидированы мужские и женские монастыри, насчитывающие меньше чем 8 человек, и все те, что каким-либо образом поддерживали восстание. Все остальные монастыри поделили на штатные, утверждённые правительством и нештатные, которые закрывали, когда их численный состав уменьшался до 8 человек. В то же время запрещено было принимать новых монахов. В 1907 г. на территории Польши, которая входила в состав Российской Империи, действовало всего 9 мужских и 13 женских монастырей.

Всё духовенство было подвергнуто полицейскому надзору. Даже епископы не могли спокойно поддерживать контакты со священниками собственных епархий. Решительная война была объявлена польскому языку, велась активная работа по русификации школ. Были также предприняты пробы введения русского языка в богослужение.

Антикатолический курс немного ослабел после заключения соглашения между Апостольским Престолом и правительством Российской Империи, что, однако, не помешало и дальше притеснять Католическую Церковь.

Более основательно Католическая Церковь в России смогла начать действовать только тогда, когда проигранная война с Японией 1904–1905 гг. и революция 1905 г. заставили царя подписать 30 апреля 1905 г. «Об укреплении начал веротерпимости». Указ был адресован всем жителям империи. Католиков касались лишь некоторые его пункты. Абсолютным новшеством стала возможность оставить православие и принять любое добровольно выбранное вероисповедание. Это было особенно важно для тех, кто, как греко-католики, был насильно включён в Православную Церковь. Указ предписывал открытие всех домов молитвы.

Чрезвычайно важным был 14 пункт указа, в котором царь признавал право преподавать религию на родном языке ученика. Учителем должен был быть человек такого же вероисповедания. Кроме того, Комитет Министров поручил соответствующим министрам изменять старые положения, которые противоречили новому указу. Всем, кто был осуждён за преступления против веры, было даровано помилование. Указ о веротерпимости и базирующие на нём постановления легли в основу оживлённых действий Католической Церкви. На том же основании спустя сорок лет были проведены приходские миссии на территории Российской Империи. Следует подчеркнуть, что власти не разрешили проведение миссий в северно-восточной и восточной Польше из-за живущих там униатов, силой присоединённых к православию в 1795 г., а также в Вильнюсе из-за политической обстановки.

Католики в Сибири

Сибирь воспринималась государственной властью как бескрайняя тюрьма для уголовных, политических и религиозных преступников. До конца XIX века католиками в Сибири были в основном сосланные по политическим либо религиозным, причинам жители польских территорий, принадлежавших России. Многие из них принимали активное участие в изучении Сибири, особенно в исследовании её этнологии и природы. После окончания наказания ссыльные в основном возвращались на Родину, лишь некоторые, в силу множества причин, оставались в Сибири навсегда.

В начале XX в. в Сибирь начали приезжать добровольные переселенцы – крестьяне, рабочие, ремесленники и интеллигенты, которые получали здесь землю и работу. Большая группа людей приехала строить транссибирскую железную дорогу. Также много военных оставалось после окончания службы. Польские купцы, инженеры и врачи жили здесь в достатке и были уважаемыми людьми. В Екатеринбурге, сосланный по политическим соображениям, Поклевский обзавёлся большим состоянием и практически только на свои средства построил костёл. Его сын, живущий в Петербурге, унаследовал большие земельные участки, рудники, пивные и водочные заводы. Большинство прихожан были служащими на его заводах.

Большую группу католиков составляли греко-католики. Правительство хотело заставить их принять православие. Когда же они упорно не желали менять веру, их лишали земли и ссылали в Сибирь. Но и в Сибири пробы заставить униатов перейти в православие не прекращались. В конце концов их оставили в покое. Однако греко-католики вынуждены были тяжело работать в поле или выполнять тяжёлую работу по хозяйству. Только спустя некоторое время они могли выкупать землю и обзаводиться собственным хозяйством. После этого из северно-восточной Польши к ним начали приезжать семьи, зная, что в Сибири они смогут жить в относительном достатке и спокойно исповедовать свою религию. Униаты из Челябинска искали католического священника и нашли его только в Златоусте, куда стали приезжать как минимум раз в год, чтобы принять таинства.

Сибирь охватывала всю азиатскую часть России. На огромных территориях жило множество народов. Католиками в Сибири были в основном поляки, немцы, белорусы, латыши и литовцы составляли всего 5%. Католиками главным образом были люди, изгнанные со своей Родины. Брошенные в чужие края, чужую культуру, они должны были приспособиться к новой реальности. Одна часть из них поддалась русификации, главной причиной которой стали смешанные браки, где дети должны были воспитываться в православии. Те, кто оставался верен Католической Церкви, старались сделать возможным исполнение религиозных обрядов. Они прилагали огромные усилия, чтобы строить церкви и создавать приходы. Во время визита епископа Яна Цепляка было установлено, что в Сибири работало чуть больше 20 священников, а 19 приходов не имело своих пастырей. Нехватка священников была большой проблемой, из-за чего многие католики годами жили без таинств. Там, где были приходы, настоятели старались хотя бы раз в год посетить своих прихожан.

Инициаторы миссий и миссионеры

Польские редемптористы, особенно о. Бернард Лубеньский, постоянно думали о миссионерской работе в Российской империи. В 1905 г. они воспользовались возможностью легально попасть в страну, а после, в 1908 г., добраться в самый дальний её уголок – во Владивосток.

Администрационно вся Сибирь принадлежала к могилёвской епархии. В 1908 году ею руководил администратор о. Стефан Денисевич, который жил в Петербурге. Тяжело определить кому, о. Денисевичу или архиепископу варшавскому Винценту Попелю, принадлежала идея проведения редемптористами миссий в Сибири. Несмотря на то, кто был инициатором, именно о. Денисевич, как администратор, должен был приложить старания, которые увенчались успехом. 2 февраля 1908 года сам министр внутренних дел Пётр Столыпин разрешил проведение миссий при условии, что будут выполнены правила, обязательные для заграничных миссионеров. 5 марта 1908 г. архиепископ Попель вызвал к себе о. Лубеньского и представил ему письмо от о. Денисевича, в котором тот просил прислать редемптористов и поддержать миссии финансами. Далее это письмо переслали вицепровинциалу о. Пасуру в Подгуже, обо всём был также проинформирован отец-генерал Раус и миссии в Сибири были приняты с большой радостью. В это же время о. Денисевич поручил сибирским настоятелям встретиться в Томске и решить, где проведение миссий наиболее необходимо. Были выбраны 10 приходов. О. Богосевич и о. Денисевич в письмах оговорили план миссий и решили, что вместе с дорогой они продлятся 4 месяца.

Отец вицепровинциал Теофиль Пасур назначил трёх миссионеров: о. Владислава Богосевича из Варшавы, о. Мартина Нуцковского из Подгужа и о. Юзефа Палевского из Мостиск.

Ход миссий и их результаты

Миссионеры выехали из Варшавы 27 мая 1908 года. Вначале они направились в Санкт-Петербург, где они были тепло приняты в Министерстве иностранных дел и получили личное разрешение на проведение миссий. Кс. администратор предоставил им необходимую права и разрешил служить св. мессу в поезде, если удастся найти свободное купе. Благодаря доброжелательности работников железной дороги миссионеры могли служить мессу каждый день.

Прославленная Сибирь явилась редемптористам полная весенней и летней красоты. Люди встречали их на вокзалах и торжественно вводили в костёлы.

Сибирские приходы поражали размерами своих территорий. В Тобольске жило около 400 католиков, а во всём обширном приходе их насчитывалось 5000. Губернский город Семипалатинск относился к омскому приходу, хотя находился в 760 км от города Омска.

Католики, которые жили далеко, приезжали на несколько дней, выслушивали проповеди, исповедовались, принимали Св. Причастие и возвращались домой, чтобы приехать и принять участие в миссиях смогли и другие члены их семей. Под конец миссий перед костёлом, если это было возможно, ставился крест или вешался на стене внутри костёла.

Следовало ожидать, что миссии привлекут всех живущих в Сибири католиков, но, к сожалению, так не было. Некоторые преодолевали десятки километров, чтобы поучаствовать в миссиях, но были и такие, что не приходили, хотя и жили недалеко. Старые ссыльные тянулись к костёлу, чего нельзя было сказать о сосланных после 1905 г. Только немногие из них приходили на миссии. Миссионеры заметили это после миссий в Тобольске. Католики-белорусы и латыши с удовольствием приходили на миссии, но исповедовались по-русски. Для католиков-немцев в Челябинске и Омске один из отцов читал проповеди по-немецки.

Частыми слушателями проповедей были православные, нередко это были представители духовенства. Так было в Томске и Омске. Неизвестно, почему они приходили. Может, только из интереса. Происходили также немногочисленные переходы в католицизм: 8 человек в Омске, по несколько в Томске и Екатеринбурге.

Стоит обратить внимание на благосклонное отношение к католикам местных властей. Там, где возникал приход, настоятель получал большой участок земли, годовой оклад и даже средства на то, чтобы объехать свой огромный приход. По сравнению с преследованиями в Польше и Литве подобная практика выглядела странно. Правительство не боялось католицизма в Сибири, поскольку связанный с ним польский элемент терялся здесь в море православия.

Местная власть доброжелательно принимала отцов-миссионеров. Однако надо помнить, что они были австрийскими гражданами. В Тобольске отцы встретились с губернатором, который встретил их вежливо и обещал помощь в случае необходимости. Губернатор охотно разрешил им работать в большой местной тюрьме. Похожее отношение было и у губернатора Томска. В Екатеринбурге и Харбине воинские власти разрешили военным участвовать в миссиях, а в Омске нет. Во Владивостоке миссионеры хотели провести отдельные встречи для военных после окончания миссий, но заранее запланированные учения не позволили реализовать эти планы.

Наиболее враждебно к миссиям относились социалисты. Видимо, содержание проповедей задевало их взгляды. В Омске они прислали миссионерам смертный приговор, если те не перестанут высказывать свои убеждения, которые уже давно стали пережитком.

Пресса также не обошла миссии своим вниманием. Высказывания в Харбине и Владивостоке не были позитивными. Газета Харбина нападала на миссионеров, обвиняла их в ненависти к евреям. Особенно газету раздражал розарий и призыв к соблюдению заповедей. Приходило множество писем в защиту священников, но их не печатали, а только соответствующим образом комментировали. На одну из миссий был даже прислан полицейский, но он застал спокойную обстановку и исповедующихся военных и слежку прекратили.

Каковы были результаты этих миссий? Из сохранившихся планов миссий видно, что тематика проповедей и план не отличались от общепринятых норм, используемых в других регионах. После миссий, многие католики возвращались к религиозным практикам, многие первый раз принимали таинства. В Челябинске люди пришли к выводу, что теперь им будет легче жить, т. к. они увидели, что вдали от Родины Бог есть и заботится о них. Многие только во время миссий признались в том, что они католики.

Результатом миссий было также то, что в Сибирь стали доставлять ежемесячное издание «Знамя Марии».

Из помещённой ниже таблицы видно, что из ок. 12500 католиков таинства приняло более 8000. В некоторых населенных пунктах (Челябинск, Чита) почти все жители приняли таинства, в остальных – больше половины. Указанная в таблице численность населения отдельных населенных пунктов не отражает численности населения прихода, например, в Тобольске жило 400 католиков, а во всём приходе – 5000, таким образом, в таблицу внесены только жители города.

Миссии закончились 13 сентября 1908 года во Владивостоке. Обратный путь вёл всё той же железной дорогой. Отцы-миссионеры остановились ещё в Иркутске, Челябинске и в Москве и 2 октября вернулись в Варшаву.

О. Эдвард Ноцунь CSsR
пер. с польского Галины Гайса

Приходская миссия – особая форма открытых духовных упражнений, которые проводятся раз в несколько лет для всего прихода, чтобы обновить и укрепить жизнь верой. Кодекс канонического права Католической Церкви предписывает проведение такой миссии «в определённые сроки, согласно указаниям епархиального епископа, приходским настоятелям следует устраивать те проповеди, что называются духовными упражнениями или священными миссиями, или же другие их формы, отвечающие их потребностям». (Кан. 770)

Приходская миссия длится обычно одну неделю (8-9 дней), в течение которой провозглашаются проповеди об основных истинах веры и христианской нравственности. Миссия заканчивается исповедью и Святым Причастием, а также торжеством освящения миссийных крестов.

Можно сказать, что приходская миссия – это как бы «техосмотр» нашей духовной жизни, «землетрясение» нашей совести. Во время всех богослужений, проповеди, катехизиса нужно найти себя в суете мира, и спросить свою совесть: «На какой я стороне? Каково моё христианство в ежедневной жизни?».

Источник: Redemptor.ru

Сегодня в литургии

Св. Филипп Нери, священник, Память:
  • Деян 20, 17-27
  • Пс 67
  • Ин 17, 1-11a

Богослужения

Понедельник
19.00
Вторник
7.30
Среда
Четверг
Пятница
19.00
 
Суббота
 
11.00
18.00
 
Воскресенье
 
9.00
11.00 и 18.00

Катехуменат

Воскресенье
12.30

Воскресная школа

Воскресенье
12.30

Молодёжные встречи

Суббота
19.30
Воскресенье
19.00
Духовные упражнения в сети
Loyola Press 3-Minute Retreat