Календарь

  • 29.06.21 День святых апостолов Петра и Павла
  • 24.06.21 Рождество Иоанна Крестителя
  • 13.06.21 День Святого Антония
  • 11.06.21 Пресвятое Сердце Иисуса
  • 11.06.21 Св. Варнава, Апостол
Онлайн-трансляции Богослужений

III Воскресенье Великого Поста

25 Март 2019 10:23 | Жизнь общины

Вот эти два события, о которых говорит сегодняшнее Евангелие, - конечно, мы их не знаем, нас там не было - но много раз уже в нашей жизни произошло что-то такое. Кто-то приходит к нам и говорит: "а знаешь, а этого человека убили, кто-то его убил". Или приходит и говорит: "а ты слышал, какая трагедия, авария какая-то или пожар, много людей погибло..." Много раз уже так было, что кто-то нам сказал, или по телевизору мы получили такую информацию. И мы помним чувства наши, особенно, если это было где-то близко: помните трагедию, которая случилась в Кемерово год назад... И мы помним наши чувства, когда мы получаем такую информацию: страх и боль, или боль и страх, как кто хочет. Потому что это такой удар, что мы не знаем, что сделать с ним. И конечно, эта боль и этот страх - они такие сильные! И мы, прежде всего, не знаем, как ответить на вопрос, который немедленно появляется: а почему это, почему? Почему так случилось? И конечно, такой вопрос без ответа еще добавляет боли.

И мы подсознательно начинаем искать какого-то объяснения. И конечно, первое: кто-то должен быть виноват. "Ну да, ну конечно, он там скорость не соблюдал и правил каких-то, и так случилось... Ну да, вот они виноваты. Если бы было по-другому, было бы хорошо..." Это успокаивает нас, облегчает эту боль. Или думаем: "Бог виноват, Бог! Как Он мог допустить, что бедные дети сгорели? Вот Он виноват!" Или еще появляется у нас, верующих людей, такая мысль: "а вот, это было наказание, потому что там что-то плохо делали в этом городе или в этой стране, и вот Господь наказал". Какая страшная мысль! Как страшно так думать о Боге, что Он такой!

"Это наказание". Или еще, и это уже богохульство: "а вот так случилось, потому что Господь любит их и вот именно поэтому. Потому что если Господь кого-то любит, Он добавляет ему страданий, вот такой Он..." А все затем, что у нас боль такая сильная, что мы не знаем, что сделать, и так ищем какого-то объяснения.

А Бог не такой. Бог не такой! И вот поэтому, когда Господь говорит с теми, которые принесли Ему эту информацию, Он спрашивает их, а потом сразу - сразу!- Он Сам отвечает: "Нет, говорю вам, нет, не думайте, что они были более виноваты, не думайте, что они были большими грешниками, чем вы, нет, говорю вам. Но если не покаетесь, все так же погибнете". Это "покаетесь" нужно хорошо понимать. Это не покаяние в том смысле, что вот, это моя вина. Нет, потому что обвинять самого себя - это тоже не выход. Если не обратитесь, то погибнете. Если не обратитесь к Господу. Не в смысле, что будете уже хорошими, только что если не обратитесь к Нему с просьбой о помощи. Для христианина - так нам подсказывает Господь - такие события, какая-то трагедия, смерть какого-то близкого, какой то жизненный удар - это не причина кого-то обвинять, это причина, это призыв к обращению.

И чтобы показать, что Бог не такой, Господь, который пришел в мир, чтобы показать нам истинный Лик Бога, рассказывает эту притчу, где Бог три года (три года - это значит "всегда", три - это такое полное число), три года (значит, всегда!) приходит и ищет плодов, и не находит. Но Он Бог заботливый. Это не контроль: "а вот, пойду, посмотрю, ну, есть плоды? Нет. Ну, давай, первый год, второй год, третий - до свидания". Нет, это не контроль, Бог не такой. Он приходит с надеждой: "а может, увижу, а может, сейчас, а может, получится..." И когда не находит, говорит: "вот Я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу. Сруби ее". Это решение по справедливости. Так подсказывает справедливость: сруби ее, потому что нет надежды. Потому что нет плодов, нет результатов. Но Господь не только справедлив. Он еще милосерден. Поэтому виноградарь, в смысле, Сын Божий, Иисус Христос, говорит: "Господин, оставь ее и на этот год". Это решение по милосердию Божию. Оставь ее! Бог заботливый. Бог, который, во-первых, с надеждой ищет плодов, с надеждой приходит, смотрит на человека, заботится о человеке, а потом, видя, что не получается, еще продолжает: "а давай, еще на этот год, еще на этот". Так, как мы слышали в первом чтении: Бог, Которого имя Сущий. Он всегда рядом. Он всегда близко. Не затем, чтобы нас контролировать, как видеонаблюдение: вот в этом мире ведется видеонаблюдение, все контролируем. Это не христианство, это не Бог. Но Бог, который близко, готов помогать, заботливый, любящий. Оставь ее и на этот год. Этот год - это наша жизнь. Мы всегда живем "еще на этот год". У нас всегда короткая жизнь. Еще на этот год... И нужно осознать, что живем затем, что Господь смотрит на нас с надеждой: может быть в этом году получится, может быть в этом году... Что получится? Не то, что в этом году она уже будет такая совершенная, такая хорошенькая. Нет! Может быть, в этом году она в конце концов подумает, чтобы обратиться ко Мне, чтобы попросить Меня, чтобы доверять Мне. Кто знает? Кто знает, не принесет ли плода?

Мы начинали Великий Пост, читая книгу пророка Ионы, который проповедовал покаяние ниневитянам, и их царь сказал: "давайте, будем поститься, будем молиться, кто знает, может, Господь дарует нам, может Господь простит нас". А сейчас то же самое. Не только мы надеемся на Господа, но Господь надеется на нас: кто знает, может, принесет плоды? Если же нет... И вот это на конец: "если же нет..." Хотелось бы закончить как в сказках: и жили долго и были счастливы... Однако, всегда есть эта возможность "если же нет". Потому что Господь спас нас, потому что позволил, чтобы срубили Его. Он дерево, которое мы, люди, срубили. Но есть всегда такая возможность, что несмотря на Его любовь, несмотря на Его заботу, мы не принесем плодов обращения, не обратимся к Нему. И Он с уважением относится к этому.

Это говорим в конце не затем, чтобы испугать друг друга, а только для того, чтобы мы посмотрели на еще один год нашей жизни как на время надежды, как на время, на которое Господь смотрит с надеждой: кто знает, может в этом году принесет он/ она плоды обращения? Аминь.

Автор: о. Войтек Зиолек SJ, г. Томск

Фото: Евгений Кочетов , г. Томск

Сегодня в литургии

Св. Филипп Нери, священник, Память:
  • Деян 20, 17-27
  • Пс 67
  • Ин 17, 1-11a

Богослужения

Понедельник
19.00
Вторник
7.30
Среда
Четверг
Пятница
19.00
 
Суббота
 
11.00
18.00
 
Воскресенье
 
9.00
11.00 и 18.00

Катехуменат

Воскресенье
12.30

Воскресная школа

Воскресенье
12.30

Молодёжные встречи

Суббота
19.30
Воскресенье
19.00
Духовные упражнения в сети
Loyola Press 3-Minute Retreat